Исторический подкоп. В Барнауле из-за краевой стройки страдают здания-памятники
В 2018 году правительство Алтайского края начало строить подземный паркинг во дворе двух исторических зданий – на пр. Ленина, 5 и Ползунова, 34а. Для этого предварительно согласовали зоны охраны купеческого наследия, доказав, что строить можно "стена к стене". Но в 2019 году проект экстренно остановили: бывший особняк купца Федулова на Ленина, 5 признали аварийным, он начал разрушаться. За год котлован зарос ивами, постепенно затягивая на дно дома-памятники.
Культурный смыслВсе началось с того, что в 2014 году на углу ул. Пушкина и пр. Ленина построили концертный зал "Сибирь" и административное здание для министерств Алтайского края. Грандиозный проект шел под патронажем Александра Карлина, экс-губернатора региона. Архитекторы тихонько судачили, что здание слишком большое для этого участка и вообще инородно в исторической застройке. Но до публичных протестов дело не дошло.
Вслед за "Сибирью" чиновники взялись за театр кукол "Сказка": морально и физически устаревшее здание демонтировали, а новое построили красивым и более вместительным. Третьим этапом большой реновации улицы Пушкина должно было стать строительство паркинга. Место для него выбрали во дворе концертного зала, а еще особняка купца Федулова (пр. Ленина, 5) и здания магазина купца Андрея Морозова (ул. Ползунова, 34а).
Подземный этаж на 35 автомобилей и надземный еще на 30 предстояло втиснуть на участок площадью 12 соток. В некоторых местах он оказался стык в стык со стенами памятников архитектуры. Такое решение "позволил" проект зон охраны исторических построек, который в 2017 году подготовила архитектор Екатерина Шаповаленко по заказу КГБУ "Учреждение по содержанию административных зданий".
Так у здания на Ленина, 5 охранных зон почти не осталось – красная линия "обвела" его по периметру, допустив отступ в пять метров лишь в одном месте. Зданию на ул. Ползунова, 34а повезло больше. В некоторых местах зона охраны составила 22 метра, но есть участки, где красная линия также примыкает к стене.
На стройку заложили в общей сложности 90 млн рублей. Исполнителя на проект подобрали на аукционе – компанию "Селф".
Закон об объектах культурного наследия № 73-ФЗ устанавливает вокруг каждого памятника защитную зону от 100 до 250 метров. В этих границах нельзя строить, чтобы не навредить старине. Проблему можно решить, если подготовить проект зон охраны. Документ регламентирует новое строительство – отступ от стены "наследия", высоту новостроя, стиль и цветовое решение фасада. Он проходит историко-культурную экспертизу, то есть специальная комиссия проверяет предложенные решения. Проект негодный – исполнить невозможноНовый паркинг на 65 авто чиновников, посетителей концертного зала и театра кукол должны были построить на месте бывшего изолятора временного содержания заключенных. Ветхое кирпичное здание примыкало к бывшим особнякам Федулова и Морозова, поэтому они пострадали во время демонтажа.
Тревогу забил Владимир Куликов, доктор медицинских наук, предприниматель и владелец особняка Морозова. Не получив результата от переписки с ведомствами, которые должны контролировать строительство и сохранность памятников, он написал депутату АКЗС Павлу Шумихину. Копия имеется в редакции.
В письме сказано: "Мной (Куликовым) были направлены претензии заказчикам и подрядчикам работ, подана жалоба в прокуратуру Центрального района, в администрацию города Барнаула. /…/ в ходе проверочных мероприятий были выданы предписания об устранении выявленных нарушений компании "КГКУ "Единый стройзаказчик", КГБУ "Учреждение по содержанию административных зданий", Селф"". Самая большая проблема – котлован паркинга подрыт под фундаменты исторических зданий:
"Сердце кровью обливается. Вот фундамент, а вот подкопали под него – и угол здания начал трескаться. Когда архитекторы разработали нам проект реставрации (Ползунова, 34а), рекомендовали нежную, ручную разборку кладки для последующего восстановления".
Сразу после начала строительства собственники Ленина, 5 – федеральное "Бюро медико-социальной экспертизы" – обратились в прокуратуру. После экспертиз проект паркинга свернули.
"Насколько мне известно, из-за строительства покосилась пристройка к старинному зданию на пр. Ленина, 5. У нас пока видимых разрушений здания нет. Но мы уже отмечаем, что разрывается термошов бетонной плиты, которая устроена как дворовое покрытие и примыкает к нашему зданию. Это четко показывают маячки. Но если никакие меры не будут предприняты, то это приведет к разрушению", – говорит Куликов.
"В ходе проверочных мероприятий при строительстве гаража выявлены нарушения требований градостроительного законодательства, лицу, осуществляющему строительство ("Селф"), а также застройщику (КГУП "Учреждение по содержанию административных зданий") и техническому заказчику ("Стройнадзор") выданы предписания об устранении. /…/ В настоящее время ведутся работы по устранению нарушенного благоустройства на прилегающей территории, в том числе на земельном участке ул. Ползунова, 34а", – следует из ответа на запрос Куликова в краевую Госинспекцию 30 сентября 2019 года.Но, говорит Куликов, с тех пор котлован стоит открытым и уже густо зарос ивами и сорняками. Растительность прекрасно себя чувствует на хорошо увлажненной почве – питается осадками, талыми и грунтовыми водами: "Мы не видим противоаварийных и восстановительных работ. Не понимаем, что и в какие сроки будет выполнено. Интересовались в Госинспекции, когда все восстановят, но получили отказ в ответе, потому что не имеем отношения к этой стройке".
Неофициально чиновники говорят собственникам: если стройка не идет, то положено ликвидировать котлован. Но они планировали возобновить проект в 2020 году. Не получилось. А значит, котлован простоит еще одну зиму, весну и лето.
"Это вообще свинство – строительство паркинга во дворе. Тут и так все загромождено. Новое здание должно быть высотой до середины второго этажа дома Морозова", – продолжает Куликов. При этом проект будущей парковки прошел все необходимые согласования, в том числе в Крайохранкультуре. У нас столько надзорных органов, а от них лишь отписки, а не решение проблемы".
Собственник компании "Селф" Нодар Шония считает, что проблемы изначально были с проектированием паркинга. Застройщик сообщил "Толку", что проект по его строительству изначально был сложным.
"Контракт расторгнут в связи с невозможностью его исполнения", – отметил он.
Стеночку покрасьтеВ 2020 году ожидается торжественное открытие долгостроя – театра кукол "Сказка", куда приглашен губернатор региона Виктор Томенко. Поэтому, считает Куликов, Крайохранкультура выдала ему предписание о восстановлении фасада здания со стороны двора. Хотя в предписании указана другая причина срочных работ: кто-то может пострадать от отвалившегося куска штукатурки.
Но, во-первых, говорит Куликов, вход на внутренний двор закрыт от посторонних. А во-вторых, работы бессмысленны. "Грунт плывет, и все, что будет на фасаде, начнет отваливаться. Этим летом мы не смогли найти подрядчика, который бы положил асфальт со стороны внутреннего двора. Дорожники сразу отказываются от работы, потому что покрытие сползет в яму".
За разъяснением ситуации "Толк" обратился в Крайохранкультуру. Там пояснили, что состояние объектов культурного наследия удовлетворительное. У здания на пр. Ленина, 5 действительно зафиксировано аварийное состояние отдельных участков стен. В частности – диагональные трещины. "Сведений о причинах возникновения названных дефектов в управление не поступало", – сообщается в ответе.
Однако это не повод для Крайохранкультуры понудить строителей исправить свои ошибки.
"Федеральным законодательством на собственника объекта культурного наследия возложена обязанность по его содержанию /…/ без ухудшения физического состояния /.../. Наличие статуса объекта культурного наследия предполагает принятие мер по его сохранению", – пишет Крайохранкультура.В ведомстве настаивают, что согласно закону № 73-ФЗ, сохранение исторических зданий – обязанность собственника. То есть он должен ремонтировать его за свой счет. Если же вред объекту причинен по вине третьих лиц, то собственник имеет право обратиться в суд и попробовать возместить ущерб в судебном порядке.
"Вопрос исполнения перечня работ по сохранению объектов культурного наследия находится на контроле управления", – резюмирует временно исполняющий обязанности начальника управления Александр Урбах. О каких именно работах идет речь, он не уточнил.
Можно было по-хорошемуВладимир Куликов говорит обо всем происходящем вокруг его здания с горечью. Купил он его в 2017-м в ветхом состоянии: "Думаю: дай восстановлю. Будет культурно-образовательный центр. Часть займут помещения института, часть – музей".
На тот момент с фасада, который выходит на Ползунова, начал вываливаться кирпич. Все потому, что окончательно прохудилась кровля и вода бежала по стенам. А еще зданию "отрезали" отопление, и это очередной "анекдот".
"На территории была котельная, но она не давала строить театр кукол "Сказка" – не было места под размещение подъемного крана. Перед сделкой я разрешил прежним собственникам продать ее – это отражено в договоре. Но была договоренность с администрацией города, что будет оказано содействие по устройству газовой котельной. Ранней весной 2017 года я начал оформлять документы, а запустить оборудование смог 25 ноября. Это был кошмар, сколько бюрократических проволочек встретилось".
Сейчас здание на Ползунова, 34а "чувствует" себя хорошо: кровлю давно заменили, главный фасад облагородили, парадную лестницу восстановили, коридоры и кабинеты приспособили для работы. Конечно, все работы сопровождались предварительным проектированием.
"Можно же все по-хорошему делать. Принять соглашение о совместных шагах, цель которых – сохранять памятники архитектуры. Мы ведь официально – инвесторы города, - говорит Куликов. – В проекте "Барнаул – горнозаводской город" учтены инвестиции в здание на ул. Ползунова, 34а и ул. Пушкина, 70. Краевая столица должна была привлечь определенную сумму со стороны бизнеса, чтобы получить федеральное финансирование".
"Одно здание – две эпохи"Здание на ул. Ползунова, 34а экскурсоводы включают в туристические маршруты. Куликов планирует открыть музей "Одно здание – две эпохи". В нем должны быть собраны экспонаты, посвященные истории купечества Барнаула и Алтая. Собственник зданий Андрей Морозов был депутатом Барнаульской городской думы. При нем за 15 лет бюджет Барнаула с введением местного самоуправления вырос в четыре раза.
Вторая "эпоха", которой место в музее на ул. Ползунова, 34а, – сталинский период. Время массовых репрессий и ссылок алтайских крестьян, когда в купеческом здании Барнаула поселился НКВД.
Для музея выделены помещения в одном крыле здания. Это особые комнаты, в которых копятся будущие экспонаты. В одной из них стоит решетка из трех вертикальных и пяти горизонтальных прутьев. Ее вес говорит о том, что тюремщики не допускали никакой возможности побега заключенных.
Рядом с этой комнатой находится спуск в подвалы НКВД. Их наглухо засыпали, когда комиссариат покинул Ползунова, 34а. Когда-нибудь, надеется Куликов, удастся раскрыть эти подвалы и получить больше информации о периоде работы НКВД, о людях, которых содержали в этих подвалах и их судьбе. "Если, конечно, нам это позволят сделать", – подытоживает профессор.