Толк новости
Общество |

Никто не был готов: Томенко не считает оптимизацию "виновной" в происходящем

Губернатор Алтайского края дал большое интервью трем краевым телекомпаниям, в котором рассказал о состоянии здравоохранения региона
Читать в полной версии ➔

Оптимизация системы здравоохранения не ухудшила ситуацию и не стала причиной того, что происходит c ней сейчас. Более того, если бы она не прошла, как и модернизация, то сегодня было бы еще сложнее. Об этом в ходе интервью трем краевым телекомпаниям Алтайского края 15 октября рассказал губернатор Виктор Томенко. Он также объяснил, почему его потрясла поликлиника № 14 в Барнауле и как он перенес ковид сам. Это небольшой фрагмент интервью, полную версию читайте на "Толке" позже, а телеверсию смотрите на телеканале "Толк" в 15.50. 

   "Если бы да кабы росли грибы..."

– Сейчас крайне распространено мнение, что происходящий коллапс в системе здравоохранения связан с тем, что в свое время власти "дооптимизировались". 10 лет назад в крае было грубо 26 тысяч коек, сейчас 18 тысяч. На ваш взгляд, была ли бы другой ситуация, если бы эти койки не сократили? И насколько справедливо такое суждение?

– Несправедливо! Оно вообще не имеет права на серьезное обсуждение. Я бы даже в рамках нашего разговора не стал бы тратить на него время. Если бы да кабы росли грибы... Очевидно, что если бы система здравоохранения края осталась бы в таком состоянии, как 10 лет назад, я даже не знаю, что бы сейчас происходило у нас на дворе.

Не было готовности к пандемии ни у той системы, ни у той, которая пришла ей на смену после того, как прошла оптимизацию, модернизацию, усиление и в оборудовании, и в схемах лечения, и в числе и качестве медучреждений. Готовности ни у одной системы в мире к такой пандемии не было.

Мы же живем в реальном мире. Мы имели то, что имели на начало года. Пришла эпидемия коронавируса, и мы стали шаг за шагом аккуратно выстраивать систему оказания помощи людям, которые оказались заражены. С главной задачей – минимизировать количество смертей, невосполнимого ущерба здоровью. Естественно, во взаимодействии с федеральным центром, под руководством федерального минздрава.

Если бы мы ничего не делали, если бы не провели оптимизацию, то система здравоохранения в Алтайском крае развалилась бы еще раньше. Да, оптимизация произошла: там перераспределили потоки, там специалистов объединили, там оборудование новое купили. Но помещения-то остались, например. И они нас сегодня тянут вниз.

Что сделано, то сделано. Зачем воздух сотрясать? Главное – это то, что мы делали в текущей ситуации: что предпринимали, куда бежали, как помогали, что покупали, кого принимали на работу, кого спасали и т. д. Мы ежедневно этим занимались и готовы ответить за любой свой шаг.

"Тяжело переживал"

– Вы на своем опыте узнали, что это за болезнь – коронавирус. Насколько тяжелым было ваше состояние? Было ли страшно? Что вас поддерживало?

– Я против того, чтобы излишне распространяться о собственном самочувствии. Скажу так: болезнь эта – тяжелая, я трудно ее переживал.

   "Я не фотограф очередей"

Отвечая на один из вопросов, Виктор Томенко прокомментировал свой визит в поликлинику № 14 и тему то ли пропавшей, то ли не пропавшей очереди. 

– Вчера первую половину дня я посвятил изучению дел в отдельных поликлиниках – тех, где было большое напряжение. Я поехал для того, чтобы там на месте поговорить с людьми, которые там работают и которые ходят на прием. Почему-то у кого-то сложилось впечатление, что я приехал фотографировать очереди. Но я не фотограф. Я не собирался ехать смотреть очереди, которые якобы кто-то куда-то спрятал. У меня не было задачи устраивать шоу из подхода к очереди.

Мне важно было понять, есть ли у руководителей понимание, что происходит, какова их оценка ситуации. Хотел понять, какие планы есть по привлечению дополнительных сил, как уберечь тот персонал, который сегодня работает. В той же 14-й поликлинике две трети сотрудников просто выбыли, они на больничных.

Оценка руководителей, которые давно работают в системе, такова – за их историю такой остроты еще не было никогда.

А те корпуса, где ведется прием – как их так спроектировали?! Ширина коридора – вот такая (показывает ширину стола. – Прим. ред.) на первом этаже жилого дома! Не пройдешь, чтобы никого не зацепить. А все сидят с температурой, с давлением, в масках, ничего не проветривается. Тут зашел – там вышел в подъезд жилого дома. Как это так?

Шесть корпусов разбросаны. Рентген должен быть в отдельно стоящем здании, он и расположен в нем – в детской поликлинике. То есть сначала нужно пойти сюда в регистратуру, потом – ни дорожек, ничего – пойди туда на прием, а потом еще пойти в третье место на рентген. Будем решать, конечно, проблему. Она уже начала решаться – строится поликлиника. Но 14-я меня потрясла.

Ну и там не справилось руководство, пришлось освободить главврача. По собственному желанию, но освободить. Неделю работает новый главврач – с опытом человек, спокойный, а это очень важно, думающий – день за днем ситуация начала выправляться.

Читать в полной версии ➔