Толк новости
Общество |

Мешают дети и попугай: эксперты оценили феномен и перспективы "удаленки"

Что мешает сотрудникам работать из дома и почему работодатели при первой же возможности хотят вернуть весь штат в офис
Читать в полной версии ➔

В России из-за пандемии около 3,7 млн человек работают удаленно, это 7% трудоустроенных граждан. Об этом в конце октября заявил министр труда Антон Котяков. В Алтайском крае, согласно изменениям в "ковидном" указе губернатора, с начала октября работодателям также рекомендовали перевести сотрудников на "удаленку", и многие компании так и сделали. Новый формат работы запустил кардинальные изменения на рынке труда на Алтае и в будущем заметно изменит подходы работодателя, даже когда пандемия закончится, говорят эксперты. 

Работать хуже не стали

СГК перевела на удаленную работу 341 сотрудника в Барнауле, 131 в Бийске и 31 в Рубцовске. Общий штат в регионе – более 3,7 тысячи человек, рассказали "Толку" в пресс-службе компании.

  

"Если сотрудникам надо в офис, составляется график либо они приезжают по согласованию с руководством. В офис приходят с соблюдением всех норм: маски, перчатки, санитайзеры. В одном кабинете находится не больше одного человека. У нас, по сути, ничего не поменялось. Особенность только в том, что мы больше стали использовать электронный документооборот и все коммуникации проходят онлайн", – прокомментировали в пресс-службе СГК.

Продуктивность работы не снизилась, из дома все работают не хуже, чем из офиса, подчеркнули в компании.

Упал командный дух

Барнаульский дизайнер Данил Снитко, руководитель бренд-консалтинга "Два слова", рассказал "Толку", что частично на удаленную работу они перешли в начале октября. Сейчас из 13 человек, работающих в компании, постоянно в офисе находятся около семи.

"Мне удаленный режим работы не нравится: кажется, что немного упал командный дух, обсуждения проходят не так живо, как при личной встрече, да и картинка наполовину пустого офиса заставляет грустить. Но часть команды со мной не согласна — у кого-то продуктивность, по их словам, улучшилась, потому что дома можно сосредоточиться, и вообще: уютно и хорошо, не надо тратить время на дорогу. Я сам дома работаю хуже — сложно погрузиться в размышления, орет маленький ребенок, идут мультики, да и в четырех стенах постепенно закисаешь", – прокомментировал Снитко.

Руководитель подчеркнул, что при первой же возможности вся команда вернется в офис. Он предполагает, что это случится уже в декабре.

Неудобно перед клиентами

Полина Дранкова, сотрудница логистической барнаульской фирмы, на "удаленке" уже несколько месяцев. Никаких проблем, кроме бытовых, по ее словам, не возникает.

  

"Если в двух словах, то "удаленка" – это никакой дисциплины. То уроки с ребенком надо делать, то приготовь поесть. Постоянно на это отвлекаешься. А так я все успеваю, конечно, от этого зависит моя зарплата, я же не могу "забить" на работу, приходится совмещать домашние обязанности и обзвон клиентов. По сути, на моей продуктивности дистанционная работа никак не сказалась. Только иногда перед клиентами не очень удобно, когда они слышат, как кричит ребенок или попугай", – рассказала Полина.

Можно сэкономить, но эффективность падает

Пандемия кардинально изменила рынок труда, уверена доцент Наталья Торгашова, завкафедрой экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС. По ее словам, работодатели почувствовали вкус удаленной работы, и часть процессов, по мнению специалиста, могут остаться в виртуальном пространстве и после завершения пандемии.

"Удаленная работа повышает мобильность сотрудников, для реализации проектов можно, например, привлечь специалиста из другого региона. Этот момент упрощает и переход на электронный документооборот. Кроме того, предприниматели поняли, что значительную часть функций можно передать на аутсорсинг и таким образом сэкономить на аренде, коммунальных услугах, оборудовании", – комментирует Наталья Торгашова.

На "удаленке" ответственность за качество работы, за исправность техники и связь ложится, как правило, на самого сотрудника. А чтобы все функции выполнялись качественно, работодателю приходится прорабатывать новые форматы взаимодействия с сотрудником, рассказывает специалист.

Минусы, которые отмечают большинство работодателей, – снижение эффективности, подчеркивает Торгашова. Не каждый сотрудник обладает высоким уровнем самоорганизации. Кроме того, нетривиальные решения и креативные идеи рождаются чаще всего при командной работе. Еще один минус "удаленки" для работодателя – отсутствие корпоративного духа. Сотрудники не чувствуют своей причастности к команде, соответственно, расстаться с организацией им будет легко.

"Выжать" сотрудника до конца

Однако в период пандемии специалисты крепче держатся за свои места, боятся потерять работу и не стремятся искать что-то новое, более выгодное, рассказала "Толку" Марина Яворович, директор кадрового агентства "Персона грата".

По ее словам, формат удаленной работы вряд ли приведет к урезанию зарплат или штатов. Сокращение сотрудников и зарплат может произойти в любое время, не только в пандемию,  и связано это в первую очередь с состоянием бизнеса, подчеркивает Яворович. Сейчас под предлогом пандемии увольняют многих, но причина на самом деле не в этом.

  

 "В некоторых компаниях, на мой взгляд, из-за "удаленки" возросла напряженность. Сам формат дистанционной работы может психологически подталкивать работодателей увеличивать объем задач для сотрудника. Еще одна моя гипотеза – на "удалеке" разрешение каких-то задач требует большего времени, поэтому удлиняется рабочий день.

Напряженность среди персонала возросла, особенно в тех компаниях, в которых работодатель привык "выжимать" сотрудников. На предприятиях, где в период пандемии дела идут хуже, чем обычно, персонал, напротив, чувствует себя  "недогруженным", а это вызывает опасения: "нужен ли я, не уволят ли меня", – прокомментировала Марина Яворович.

В базе вакансий, по словам Яворович, каких-то значительных изменений из-за перехода части компаний на удаленную работу нет.

Напомним, поправки в Трудовой кодекс, регулирующие дистанционную занятость, уже подготовлены, сейчас они готовятся к рассмотрению во втором чтении.

По словам министра труда Антона Котякова, законопроект позволит совмещать работнику и работодателю режимы работы: часть времени сотрудник сможет трудиться из офиса, часть времени – из дома. При этом порядок оплаты сверхурочной работы при удаленной работе должен быть таким же, как и при работе в офисе.

Читать в полной версии ➔