Толк новости
Общество |

Эксперт: почему в Барнауле пропали большие автобусы и есть ли шанс их вернуть

Участница барнаульского рынка пассажироперевозок уверена, что обновлять автобусы можно будет при цене проезда в 48 рублей, то есть стоимости литра солярки
Читать в полной версии ➔

Последний раз новые автобусы большой вместимости перевозчики Барнаула покупали в феврале 2014 года. Тогда "БарнаулПассажирТранс" приобрел "ЛиАЗы" стоимостью 2,3 млн рублей каждый. Сейчас такие же автобусы стоят 9-10 млн рублей. Президент некоммерческого партнерства "Автомобильные перевозчики Алтая" Николай Орлов убежден, что для транспортных организаций это неподъемные деньги, хотя именно большие автобусы должны курсировать по основным маршрутам города.

Новые автобусы перевозчикам не по карману

Эксперт пояснил "Толку", что раньше некоторые перевозчики покупали автобусы с пробегом в Европе, но после существенного повышения таможенных пошлин приобретать такую технику стало невыгодно.

  

Тогда перевозчики вынужденно повернулись в сторону отечественного производителя, но тот, говорит Орлов, ответил "благодарностью", постоянно повышая цены на свои автобусы.

Заводы диктуют свои условия, вынуждая предпринимателей сначала вносить предоплату и только потом запуская механизм производства. Как правило, между оплатой и получением нового автобуса проходит от трех до шести месяцев.

Орлов говорит, что срок эксплуатации больших автобусов  – 9-10 лет. Чтобы покрыть только его амортизацию, перевозчик должен иметь с одного автобуса 1 млн рублей доходности в год, а ведь еще есть основные расходы на заработную плату, ГСМ и запчасти. 

Финансовый директор компании "Вега-Транс" Ирина Зыгорева говорит, что на деле уже через пять лет после покупки в ЛиАЗах ничего, кроме кузова, от производителя не остается, менять приходится практически все. По ее словам, расходы на автобусы большой вместимости заметно выше в сравнении с ПАЗами.

Зыгорева говорит, что за сезон на большой автобус уходит 12 колес. Если в 2015 году колесо стоило 12 тыс. рублей, то сейчас – 19,8 тыс. рублей. Для сравнения, колесо на ПАЗ сейчас стоит 5 тыс. рублей.

Нужны контракты с муниципалитетами

По мнению Орлова, наиболее зримый механизм, который позволит заняться постепенным обновлением подвижного состава, – это переход на контрактную систему между перевозчиками и муниципалитетами.

При таком подходе перевозчики получают расчет не с пассажиров, а из муниципальных бюджетов за конкретный объем выполненной работы. Выручка с пассажиров передается в муниципалитет.

"В этих контрактах должны быть предусмотрены расходы на обновление подвижного состава хотя бы на 10-15% в год. Речь идет только о больших автобусах", – поясняет Орлов.  

По словам эксперта, сейчас такой опыт используется в Кемеровской области, в нашем регионе это пока только предложение.

"Чтобы перейти на эту схему, нужно провести невероятно большую работу, сделать ревизию всех городских маршрутов, в первую очередь в Барнауле", – продолжает Орлов.

Собеседник не исключает, что где-то по окраинам города, где есть частный сектор и пассажиров не так много, стоит запустить маленькие автобусы и предусмотреть пересадки в автобусы большой вместимости.

Эксперт считает необходимым приведение в оптимальное состояние автобусной схемы сообщения и не исключает, что придется избавиться от дублирующих маршрутов.

В контрактной схеме есть нюансы 

Однако Ирина Зыгорева называет подводные камни такого формата работы:

"По условиям брутто-контракта муниципалитет выплачивает определенную сумму за километр, если автобус не старше одного года. На момент заключения контракта у перевозчика должны быть новые автобусы. У нас на предприятии 30 автобусов, и чтобы их полностью обновить, нужно 300 млн рублей. То есть мы со своими автобусами будем ездить бесплатно".

Представитель компании "Вега-Транс" считает, что в Барнауле может сложиться похожая ситуация, как в Новокузнецке, где на городские маршруты зашла питерская фирма, у которой больше финансовых возможностей, чем у местных перевозчиков.

"Чтобы взять 300 млн в кредит, у перевозчика должна быть уверенность, что он отработает 10 лет. Но если через пару лет ты не сможешь выиграть контракт, возникает вопрос – чем рассчитываться", – продолжает Зыгорева.

Также она отметила, что сейчас их предприятие работает в ноль.  

Собеседница считает, что стоимость проезда в Барнауле должна равняться цене за литр солярки, сегодня это 48 рублей. Только тогда можно будет откладывать деньги на обновление парка. Поднятие проезда на один-два рубля, по ее словам, не спасет положение.  

С автобусами обещали помочь

Вице-премьер алтайского правительства Александр Климин в ходе расширенного совещания в региональном минтрансе 26 февраля отметил, что муниципалитеты края получат автобусы для пассажирских перевозок:

  

"Есть определенная роспись по типу автобусов и по конкретным населенным пунктам, также проработаны маршруты по этим муниципальным образованиям".

Чиновник заявил, что региональный минтранс активно занимается вопросом обновления подвижного состава.

На этом же совещании начальник отдела автотранспорта профильного ведомства Антон Блинов рассказал, что мэрия Барнаула совместно с региональным минтрансом рассматривает предложение госкорпорации ВЭБ РФ о комплексном развитии общественного транспорта Барнаульской агломерации.

Также он заявил, что по этому поводу прошло первое совещание, и уже появились решения, которые позволят улучшить ситуацию, но какие именно, он не уточнил. "Толк" направил по этому поводу  запрос в региональный минтранс.

Читать в полной версии ➔