"Мы редко проигрываем". Юрист алтайского УФСИН рассказала о тяжбах с осужденными
Начальник юридической службы УФСИН России по Алтайскому краю и помощник начальника по правовой работе Екатерина Мартоник служит в системе исполнения наказаний более 15 лет. Каждый год через юристов управления проходит около 120 судебных дел. Большая часть из них связана с жалобами осужденных. Юрист рассказала "Толку", почему крайне редко проигрывает в судах, за что увольняют сотрудников колоний и какие дела ей кажутся наиболее интересными.
"Мы должны уметь решить любую проблему"Юридическая служба алтайского УФСИН занимается вопросами, относящимися ко всем отраслям права, за исключением уголовного. Екатерина Мартоник бессменно работает там с 2004 года.
Отдел занимается заключением контрактов с поставщиками товаров и услуг, консультированием сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы, экспертизой правовых актов, которые издает алтайский УФСИН, и, конечно, судебными процессами.
"Самое интересное – это, конечно, состязания в судах. В рамках заседания может появиться какой-нибудь вопрос, который не мог возникнуть на стадии подготовки документов. Вообще, гражданское право – наиболее состязательное из всех. Разрешено все, что не запрещено законом", – считает юрист.
За время заключения можно стать "юристом"Большая часть судебных процессов УФСИН связана с исками осужденных – их в регионе чуть более 8 тысяч человек. Они обжалуют в основном условия содержания, действия должностных лиц и оказание медицинской помощи.
"В начале 2000-х годов в некоторых СИЗО содержалось больше осужденных, чем положено по лимиту. Многие из них теперь, находясь в колонии и желая поправить имущественное положение, подают иски о возмещении морального вреда по этому факту и выигрывают. Государство выплачивает им компенсации из бюджета. Суммы, как правило, небольшие, по несколько тысяч рублей.
Иногда обжалуют условия содержания в середине 1990-х, когда учреждению даже нечем подтвердить, что все условия соблюдались, потому что документы уничтожили по истечении срока хранения", – объяснила Екатерина.
Некоторые осужденные составляют исковые заявления, цитируя не только нормы права, но и судебную практику. При этом наравне с вердиктами российских судов они изучают и пытаются применить к своим случаям решения ЕСПЧ.
"Иногда, читая такие заявления, ловлю себя на мысли, что написано оно не хуже, чем это мог бы сделать человек с юридическим образованием. А один из осужденных вообще недавно заявил в судебном заседании, что решил после освобождения заняться представлением интересов "собратьев по несчастью", – отмечает юрист.
"Профессиональные жалобщики"Есть категория "профессиональных жалобщиков", которые забрасывают обращениями все возможные контролирующие органы. Кто-то при этом даже в суд не обращается, а кто-то выводит скандал в публичную плоскость с помощью адвокатов. Порой человек освобождается, а судиться с УФСИН продолжает.
Несколько лет назад в СМИ "гремели" случаи экс-депутата АКЗС Александра Мастинина, который ломал себе ногу в колонии, и осужденного за мошенничество Александра Рише, который жаловался, в частности, на неровный пол в камере, повышенную влажность, отсутствие "журнала для жалоб" в колонии, угрозы со стороны других сидельцев и сотрудников ИК-5, длительное содержание в ШИЗО. На данный момент суды признали все взыскания к ним в колониях обоснованными.
"В основном "жалобщики" – совершенно адекватные люди, просто у них такая тактика поведения. Как правило, за незначительное нарушение не наказывают сразу же. Вначале проводят беседу воспитательного характера. Для некоторых этого достаточно, чтобы изменить линию поведения. Если осужденный снова нарушает требования правил внутреннего распорядка, следует наказание", – подчеркивает Екатерина.
Обжалуют осужденные и недостаточное, по их мнению, число свиданий. Иногда требуют перевести их в другие учреждения – поближе к родственникам. Для этого нужны веские основания. В практике краевого УФСИН не было удовлетворенных исков такой категории.
Женщины в судебные инстанции жалуются намного реже мужчин: правда, их и содержится в 16 раз меньше, всего чуть более 500 человек.
"Есть черта, которую нельзя переступать"Установка видеокамер в колониях и обязательство для сотрудников ФСИН использовать видеорегистраторы упростили работу юристам. Доказать правомерность действий и подтвердить нарушения со стороны осужденных несложно: когда есть фото и видео, спорить с этим трудно. Сотрудники тоже стали более дисциплинированными.
"Мы почти всегда выигрываем иски по обжалованию наложенных на осужденных дисциплинарных взысканий. Хотя у нас и до установки камер были доказательства: как документы, так и свидетельские показания", – говорит Екатерина.
Тем не менее, почти каждый год кого-то из сотрудников приходится увольнять по отрицательным мотивам. Обычно это связано с "внеслужебными связями" с осужденными и их родственниками по передаче запрещенных предметов.
Несмотря на все ухищрения – сейчас телефон могут и в баллон с пеной для бритья спрятать – такие вещи редко попадают на территорию колонии незамеченными.
Запрещенными передачами занимаются преимущественно не из-за доброты душевной, а за взятки. Такие преступления выявляют сотрудники отдела собственной безопасности управления.
"Часто попадаются даже не молодые, а опытные сотрудники. Быть может, с годами стирается какая-то грань, и люди думают, что смогут скрыть преступление. Но поступая к нам на службу, они прекрасно знают, что можно, а что нельзя. Есть черта, которую никогда нельзя переступать.
Люди в ограниченном пространстве становятся очень хорошими психологами и манипуляторами. Они замечают, кто из сотрудников наиболее лояльный. Никто не подходит наугад с просьбой пронести телефон – за попытку дачи взятки могут и срок накинуть", – рассуждает юрист.
Увольнения по отрицательным мотивам часто обжалуют: просят восстановить на службе или изменить причину расторжения трудового договора. Но пока суды признают законными действия УФСИН.
"Нолик – страшная вещь"Судится алтайский УФСИН и в арбитражных судах – при исполнении контрактов порой всплывает множество нюансов. В основном УФСИН взыскивает штрафы и неустойки за нарушение сроков выполнения обязательств, поставку некачественных товаров и услуг. Проигрывает редко.
"Не так давно мы подали заявление о повороте решения суда. Проиграли дело и неоднократно его обжаловали. С УФСИН уже взыскали убытки, но в кассационной инстанции решение суда изменили в нашу пользу – эту сумму мы получим обратно.
Гражданское законодательство позволяет сторонам варьировать нормами. С другой стороны, требования к госзакупкам постоянно меняются, шаг влево или вправо – штраф. В арбитраже судиться я люблю больше всего", – признается Екатерина.
Поставщики по контрактам зачастую в добровольном порядке исполняют требования УФСИН, указанные в претензии.
"Иногда мы включаем в контракт условие о том, что если допущена просрочка исполнения обязательств, мы уменьшаем следующий платеж на сумму неустойки. Поставщикам тоже удобно в добровольном порядке исполнять претензионные требования, чтобы не тратить время и деньги на судебные тяжбы", – отмечает юрист.
Но есть и случаи, когда не платят принципиально. Иногда это мизерные суммы: самая маленькая пеня за последние годы составила 3,9 рубля. Поставщик не заплатил ни на этапе подачи претензии, ни в ходе судебного разбирательства.
В итоге деньги отдали только после выдачи исполнительного листа. В связи с этим поставщику пришлось заплатить не только сумму пени, но и исполнительский сбор.
"В арбитражных делах приходится досконально изучать каждую букву. Грубо говоря, от одной запятой может измениться ход дела. А нолик – это вообще страшная вещь", – подчеркивает Екатерина.
12 марта отмечается День работников уголовно-исполнительной системы РФ. В этот день в 1879 году российский император Александр II издал указ о создании тюремного департамента.