Догазификация: кто заплатит за "банкет" и почему могут обидеться соседи
В стране стартовала бесплатная догазификация. Президент России Владимир Путин предписал завершить ее до конца 2022 года, что даже в "Газпроме" считают "крайне амбициозной" задачей. При этом еще не приняты основные документы, и пока не ясно, скольких людей затронет программа, какие деньги на это понадобятся, кто и в какие сроки получит газ, как учтут интересы владельцев сетей и, собственно, за чей счет "банкет".
Напомним, что, согласно поручению Путина, всех жителей уже газифицированных населенных пунктов могут подключить к сетям бесплатно. Трубу доведут до границы участка. Главное, чтобы у человека были документы, подтверждающие, что он владеет землей и домом, и чтобы он подал заявку на сайте специально созданного Единого оператора газификации (подробнее о том, как, где, когда это сделать, "Толк" писал здесь).
Единым оператором по стране назначена компания "Газпром газификация". В Алтайском крае, по данным краевого минстроя, исполнителем работ станет "Газпром газораспределение Барнаул" (ГГБ). Именно она сейчас собирает заявки от жителей.
В 2022 году подключат только "близких"В компании "Толку" рассказали, что после сбора заявок сформируют поадресный план-график выполнения работ.
"Исходя из потребностей, будет определяться техническая возможность подключения. Да, где-то, возможно, могут быть выявлены технические ограничения. Но для того и производится сбор заявок, чтобы сформировать перечень мероприятий по увеличению пропускной способности, по строительству газораспределительных сетей, по модернизации оборудования для выхода на предполагаемую мощность и т. д.", – объяснила Екатерина Волохова, заместитель гендиректора "Газпром газораспределение Барнаул".
Согласно "дорожной карте", график догазификации должен быть составлен к 1 июля 2021 года.Волохова объяснила, что на основании поданных заявок первично догазификация коснется тех домов, подключение которых потребует наименьших затрат – у кого газопровод уже подведен к участку. "Тогда нужно будет фактически только выполнить мероприятия по подключению к действующим газораспределительным сетям при условии готовности сети и оборудования внутри участка", – сказала Волохова.
Во-вторых, газ подключат тем, чьи домовладения расположены в радиусе 200 метров от газораспределительной сети. "Здесь предусмотрен срок в 135 дней с момента подписания договора", – добавила эксперт.
По сути, именно эти две категории могут рассчитывать на то, что с высокой долей вероятности до конца 2022-го газ к их участкам подведут.
К третьей категории потребителей отнесут тех, у кого подключение к газу требует проектирования и строительства сетей.
"Это уже гораздо более сложный и трудоемкий процесс: нужно будет собрать данные, провести изыскания, подготовить проект, определить подрядчиков, провести сами строительные работы – в регионе, где восемь месяцев зима. Реализация таких объектов будет переноситься на более поздние сроки", – объяснила Екатерина Волохова.
Она добавила, что срок подключения по каждому домовладению будет "по объективным параметрам определен и отражен в программе":
"Скажем, если газопровод нужно будет построить через водные преграды или скальные породы, то, конечно, до конца 2022 года сделать это не получится. Но будет указан конкретный срок исполнения работ, и у жителей будет возможность следить за его соблюдением".
Также, отдельно отметила Екатерина Волохова, все объекты, которые сейчас включены в краевую программу газификации, "остаются в силе и будут реализованы в указанные там сроки".
При этом она напомнила, что президент поручил полностью газифицировать страну до 2030 года.
"Мы понимаем, что социальная газификация – это, по сути, только первый этап, который направлен на то, чтобы максимально быстро подключить людей там, где для этого уже есть техническая возможность".
Сколько домов подключатВ ГГБ не называют точную цифру потенциальных абонентов. В правительстве говорили об 11 тыс. домов, которые расположены в радиусе 200 метров от уже проложенной трубы, и еще о 92 тыс. – в газифицированных населенных пунктах, в том числе в Барнауле – более 15 тыс.
Тем временем в компании "СибГаз-Эксплуатация", одной из трех в крае, имеющих статус газораспределительной организации наряду с ГГБ и "Русьэнерго", "Толку" рассказали о том этапе, на каком сейчас находится сбор заявок.
"ГГБ предложила нам заполнить таблицу в 57 колонок. Если правильно рассчитать все данные и заполнить, это даст возможность оценить предполагаемые затраты. Но для этого нужно ногами везде пройти и спросить каждого собственника, а после этого высчитать расстояние, затраты, объемы строительства необходимых сетей и так далее", – сообщил Геннадий Гилев, глава "СибГаз-Эксплуатации".
В "СибГаз-Эксплуатации" прогнозно оценили: по принадлежащим им сетям порядка 5 тыс. домовладений попадают под догазификацию.
Отсутствие правовой базыПока не имеют ответов несколько острейших вопросов о догазификации.
"Сейчас у нас есть только поручение президента и маршрутная карта по его исполнению. Но в карте я вижу, откровенно говоря, только одни хотелки. Она просто определяет алгоритм движения. Но сроки в ней установлены нереальные для нашей системы", – говорит Гилев.
В ГГБ "Толку" рассказали, что сейчас нормативно-правовые акты, которые определят все этапы проведения социальной газификации, проходят публичное обсуждение на правовых порталах. Ориентировочные сроки их принятия – конец сентября.
Нужны правила игрыГазификацией в крае занимается не так уже мало компаний. Во-первых, есть три газораспределительные компании (ГРО) – ГГБ, "СибГаз-Эксплуатация" и "Русьэнерго". Это специализированные региональные компании, которые эксплуатируют газораспределительные сети, подключают к ним, оказывают услуги по транзиту топлива.
Во-вторых, это частные компании-подрядчики, которые строят сети внутри населенных пунктов и подключаются к газу как раз через одну из ГРО. Сети принадлежат им.
То есть в регионе есть несколько собственников сетей внутри населенных пунктов. И далеко не всем из них понятно, на каком основании и за чей счет они должны подключать бесплатно абонентов.
"У меня сейчас интересуются, как мы будем вести догазификацию на газопроводах, которые находятся в нашей собственности. Спрашивают: "Подключишь бесплатно?" Я отвечаю, что не могу: мне это никто не оплачивает и не компенсирует, – рассказал "Толку" Вадим Круглов, руководитель компании "СибГазСтрой". – Речь идет о моих деньгах, моих людях, которым я должен платить зарплату, заправлять технику и покупать материалы для строительства.
Бесплатно ничего из этого нынче не раздают, а цены на материалы только продолжают неуклонно расти. Я просто не имею права этого сделать – подключать бесплатно.
Наверное, нам должны сказать, как и кто будет проводить эти работы. Это точно буду не я. Мы как коммерческая компания можем это сделать только в том случае, если нам за это заплатят деньги. В данные сети вложены наши средства и силы, поэтому подключать к ним бесплатно как минимум странно. Это как если вы построили дом, а к вам подселили человека и сказали, что он будет здесь жить бесплатно. Я думаю, это мало кого устроит".
Он подчеркивает: работающего механизма до него никто не доводил, в штабе газификации частные компании не участвуют.
С коллегой согласен и Геннадий Гилев:
"Подводить газ – это материалы, зарплаты, затраты, одним словом. Кто и как мне их компенсирует? Или работу надо сделать сейчас, а о деньгах поговорим потом?
Я не знаю, как "Газпром газификация" будет с нами работать, чтобы мы бесплатно подключали. Может быть, это будем делать не мы. Но тогда тем более не понятно, как будут вестись работы.
Приходит какой-то дядя и начинает копать? Но это называется газоопасные работы, которые вправе выполнять только специализированная организация – владелец сети".
В ГГБ объясняют: Единый оператор направит ГРО соглашения о взаимодействии, в которых и будут оговариваться все условия.
"Какими именно будут условия, определят два юрлица – Единый оператор и ГРО. Но это, очевидно, произойдет после того, как будет определена законодательная база, когда станет ясен объем предстоящей работы каждой организации", – объяснила Екатерина Волохова.
Она добавила: фактическое присоединение абонентов могут выполнять только ГРО.
Проекты "заморожены"Из-за отсутствия правил игры, опасаются участники рынка, газификация в регионе может снизить темпы. Объясняют они это следующим образом.
"Сегодня в краевую программу газификации, утвержденную 31 мая, включено более 370 объектов, из них 121 – это распределительные сети по улицам. Из них 16 объектов финансирует "Газпром" за счет средств спецнадбавки, три объекта – за счет бюджетов и 102 объекта – за счет частных инвестиций, – рассказывает Круглов. – Представляете, какой это объем?
Но сейчас частные инвесторы не начинают новые объекты, а только доводят уже начатые, поскольку нет никакой ясности относительно алгоритмов догазификации. Мы не понимаем, каким будет механизм возврата нам наших денег. Если он не появится, мы не будем видеть смысла в работе, поскольку это риск потери вложений – наших и граждан. И в отсутствие внятных правил игры для всех участников рынка темпы газификации могут на самом деле упасть, как бы парадоксально это ни звучало".
При этом он подчеркивает: если "Газпром" возьмется и построит все 102 частных объекта, будет замечательно. "Но это вопрос скорее к "Газпрому" и краевым властям. Возможно, у них есть уже видение и понимание, как это сделать. Будем надеяться, что все у них получится", – говорит предприниматель.
Но предупреждает: если этого не случится, то те граждане, которые могли получить газ в ближайший год, к сожалению, будут отброшены в данной возможности на много лет.
Геннадий Гилев приводит конкретный пример:
"В Павловском районе есть небольшое село Красная Дубрава. Мы там построили частный газопровод, подключили 28 домов. Людям это понравилось, соседи посмотрели – тоже захотели. Мы собирались строить вторую очередь за озером. Зимой прорабатывали проект, проводили встречи с населением. И тут – бах! – объявляется догазификация. И теперь вторая очередь у нас, скорее всего, не случится, потому что жители надеются на бесплатное подключение".
В минстрое "Толку" объяснили, что, если ранее житель заключил договор на платное подключение дома к газопроводу, он может его расторгнуть и подать новую заявку на бесплатную догазификацию. В этом случае газовая компания не будет возвращать уже заплаченные деньги, но и оставшуюся часть оплаты потребовать не сможет.Круглов вариантом решения проблемы предлагает выкуп Единым оператором сетей у частников.
"Тем более практика показывает, что для них это было бы дешевле, чем строить самим. Причем в разы. Газопровод одной и той же протяженности за государственный счет можно построить условно за 80 млн, а за частные средства – за 8-10 млн рублей", – объясняет Круглов.
По его словам, огромные суммы уходят, например, на проектирование. При бюджетном финансировании обязательна разработка большего объема разделов проектной документации, проведение госэкспертизы. Частные подрядчики проектируют газопроводы по упрощенному порядку. Кроме того, строительство сетей за бюджетные деньги идет по сметным показателям, а не по договорным.
Кто платитПо сути, это главный вопрос, который волнует исполнителей. Оказание любой услуги стоит денег, в сфере газификации – немалых. Например, до поручения Путина стоимость подключения в зависимости от того, кто, к какой трубе и на каких условиях подключал потребителя, варьировалась примерно от 28 до 75 тысяч рублей. К каждому домовладению. Сейчас это предлагается делать бесплатно.
Если взять официально заявленные 103 тыс. домов, которые можно подключить, и минимальную ставку, то выходит около 3 млрд рублей. Минстрой называет предварительную цифру в 3,2 млрд.
В ГГБ сообщили, что данные о числе домов, попадающих в крае под программу, еще уточняются, соответственно, "и затраты на обеспечение выполнения показателей по ней окончательно не сформированы".
В любом случае, говорили в "Газпроме", источником финансирования будут средства Единого оператора газификации.
Екатерина Волохова подчеркнула, что выполнять работы по строительству новых сетей для последующего бесплатного подключения будет только Единый оператор. И на него же они будут регистрироваться, то есть, по сути, "Газпром" будет их собственником.
Ранее ТАСС сообщал, что принятые поправки в законодательство источником финансирования догазификации называют инвестиционную надбавку ГРО. Единый оператор сможет привлекать деньги через льготные кредиты, займы и т. д. Сосед обидитсяЕсть и еще один щепетильный момент – взаимоотношения людей на одной газифицированной улице.
Гилев рассказывает: в Барнауле около 80% частных жилых домов газифицированы от распределительных сетей, построенных жителями за их деньги. Например, поселки Осипенко, Мирный, дома вдоль улицы Советской Армии.
"То есть эти люди заплатили, чтобы подвести газ. А теперь представим рядом с их жильем стоит другой домик, негазифицированный, его хозяин не платил деньги. И как вы думаете, согласятся соседи на его бесплатное подключение? И как они к этому отнесутся?" – говорит он.
Кроме того, есть еще понятие основного абонента – это физическое или юрлицо, которое владеет частью сети и может взимать плату за подключение к ней. Основной абонент может располагаться буквально за забором и потребовать фактически любую сумму.
Участники рынка говорят, что это никак не контролируется государством, и поэтому, признают они, бывают перекосы: когда стоимость подключения достигает нескольких сотен тысяч рублей. Но теперь возникает вопрос: подключит ли основной абонент бесплатно соседа, если сам вложил в это деньги и раньше мог за это брать плату?
В ГГБ сообщили, что сейчас ведется инвентаризация всех объектов газового хозяйства, в том числе на предмет идентификации правообладателей, заключенных договоров на эксплуатацию и т. д.
"Заявки на подключение от основного абонента жители также должны подавать Единому оператору. И исходя из объема и потребности, будет определяться порядок подключения по этим сетям. Решать сложные, спорные, тактические вопросы будет специально созданный региональный штаб", – объяснила Екатерина Волохова.
"Последний ящик стеклотары"Бесплатно газ подведут только до границы участка дома, грубо говоря – до забора. Но все работы внутри двора и в доме собственник должен будет оплатить уже из своего кармана. А это тоже десятки тысяч рублей.
"Минимальные затраты в среднем такие: котел – около 40 тыс. рублей, система контроля загазованности – порядка 30 тыс., труба внутри участка – примерно 1 тыс. рублей за метр, счетчик – 4–5 тыс., краны. Всего в среднем – около 100 тыс.". И это – категория масс-маркета, говорят участники рынка, есть оборудование и гораздо более дорогое, это вопрос выбора.
Кроме того, могут возникнуть дополнительные траты на приведение дома к требованиям по установке оборудования. Тот же котел можно поставить только в помещении не менее 15 кубометров объемом, с форточкой, вентиляцией и т. д. Котел не может стоять в туалете или, например, в спальне. Иногда людям приходится прорубать окно, делать перепланировку.
"Готовы люди нести эти затраты? Кто хотел, кто мог – уже газифицировались. Остались те, кто или не может, или не хочет. Или кто последний ящик стеклотары сдает", – говорит Геннадий Гилев.
"Даже рельсов еще нет"Наконец, участники рынка говорят о том, что из-за необходимости согласования каждого этапа работ со многими организациями и ведомствами подключение может попросту затянуться. А сроки, напомним, ставятся невероятно сжатыми для этой отрасли.
И здесь во весь рост встает тема взаимодействия всех включенных в процесс участников: от районных администраций до структур "Газпрома". Здесь, уверены в коммерческих компаниях, очень нужен регулятор.
Именно им и должен стать региональный штаб по догазификации. Но и тут не все гладко.
"Уже проходили совещания в минстрое и администрации Барнаула по догазификации. Ни одного протокола я не видел. У нас есть определенные интересы в Кемеровской области, и я могу сравнивать. Там тоже проходило совещание – протокол я получил на следующий день, а в нем – мероприятия с указанием ответственных и сроков. У нас же поговорили и разошлись", – говорит Геннадий Гилев.
Он говорит, что уже ставил все озвученные вопросы перед чиновниками разного уровня. "Один из них нам ответил: "Не хотите работать – так и скажите", – говорит Гилев. – Но сейчас мы бежим не просто впереди паровоза – еще даже рельсов нет".