Толк новости
Общество |

Какие преимущества даст переход на электронные больничные с 1 января

Все государственные медучреждения Алтайского края и подавляющее большинство работодателей готовы к переходу на новую систему
Читать в полной версии ➔

С 1 января 2022 года все пособия по больничным и по беременности и родам будут назначаться только на основании электронных листков временной нетрудоспособности (ЭЛН). Практика бумажных носителей окончательно уйдет в прошлое. Новая система даст большое число преимуществ – от беззаявительного получения больничных до быстрой их оплаты. Удобство системы электронных листков уже стало очевидным, особенно во время пандемии. Об этом шла речь на круглом столе 18 ноября "Цифровизация социального страхования: на пользу людям", организованном по инициативе Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ФСС).

Взрывной рост

Систему выдачи электронных больничных запустили в России 1 июля 2017 года. Но до сих пор у любого работника был выбор – получить листок нетрудоспособности в электронном варианте или в бумажном. Прорывным стал 2020 год, когда в связи с пандемией и осознанием всех преимуществ дистанционного процесса произошел серьезный скачок числа выданных электронных больничных.

Как рассказала Елена Воронцова, начальник отдела назначения и осуществления страховых выплат застрахованным гражданам Алтайского отделения ФСС РФ, в сравнении с 2019 годом в текущем процент граждан, оформляющих ЭЛН, вырос с 36% до 74%:

"Речь идет именно о числе граждан. Самих ЭЛН гораздо больше, так как один человек зачастую оформляет по несколько листков".

По словам управляющего региональным отделением ФСС Татьяны Петровой, в 2020 году жителям края, вернувшимся из-за границы, оформили 580 электронных листков. Именно тогда впервые опробовали процесс дистанционной выдачи электронных больничных по карантину на период самоизоляции людей без сбора каких– либо документов.

А с апреля прошлого года по март текущего работающим пенсионерам старше 65 лет, живущим в регионе, оформили более 114 тыс. больничных.

При этом гражданам было достаточно только сообщить работодателю о самоизоляции, остальные процедуры тот в электронном виде проводил совместно с ФСС.

Несмотря на значительно выросшую нагрузку на реготделение ФСС, при выплате пособий, не произошло никаких сбоев. И помогло этому именно внедрение современных технологий.

Почему ЭЛН – это удобно

Эксперты назвали несколько очевидных преимуществ электронных листов нетрудоспособности (ЭЛН).

1. Это удобно работнику. Его участие, по сути, будет сведено к походу к врачу, который уже оформит ЭЛН. Все дальнейшие процедуры будут происходить в электронном формате между медучреждением, ФСС и работодателем. Причем гражданин будет получать автоматические уведомления, если у него есть учетная запись на сайте Госуслуг. Контролировать все этапы обработки листка также можно в личном кабинете на сайте ФСС.

Пациенту не нужно будет самому ходить в медучреждение, если допущена ошибка при оформлении больничного. В условиях пандемии у врачей есть возможность дистанционного наблюдения за больным, продления и даже закрытия ЭЛН. То есть человек может не ходить лишний раз, например, в поликлинику, соответственно, снижается риск инфицирования.

2. Это удобно медорганизациям. Система помогает оформлять больничный лист и сводит риски ошибок к минимуму. Наталья Карелова, заместитель гендиректора лечебно-реабилитационного центра "Территория здоровья", привела пример: после ввода ЭЛН, доля испорченных листков сократилась с 4% до 1%.

Кроме того, это сокращает время работы медиков, снимает необходимость вести строгий учет бумажной документации.

Это удобно и для тех медорганизаций, которые при одном юрлице имеют представительства в нескольких территориях. Как, например, у медучреждения "РЖД-Медицина", которое работает не только в Барнауле, но и в Новоалтайске, Камне-на-Оби, Кулунде. Оформление ЭЛН – оптимальный вариант для работы в таких обстоятельствах.

Электронный же документооборот позволит разным медорганизациям без привлечения пациентов решать вопросы по их "переходящим" больничным листам, при необходимости оформления дубликата и т. д.

Кроме того, по словам Инны Анисимовой, главврача барнаульской поликлиники №9, с 1 января врачам уже не придется дискутировать с пациентами по вопросу, в каком виде им выписать больничный лист, и будет больше времени на общение по медицинским вопросам.

3. Это удобно работодателям. По словам Елены Воронцовой, они активно переключились на передачу сведений в цифровом формате:

"Благодаря электронному документообороту с ФСС, ожидания в очередях, кипы документов, их хранение – это уже вчерашний день. А с 1 января 2022 года работодатели будут мгновенно получать уведомления обо всех электронных листках, открытых его сотрудникам ".

Готовы ли в крае к новшествам

По словам Татьяна Петровой, готовность к реализации новых требований в регионе с 1 января 2022 года оценивается как высокая.

"100% государственных медорганизаций края имеют возможность формировать листки нетрудоспособности в электронном виде. 96% работодателей предоставляют сведения на оплату листков сотрудников в виде электронных реестров", – рассказала она.

Госучреждения, по данным ФСС, выдают 92% от всего объема больничных.

С Фондом также сотрудничают 87 частных медучреждений в регионе. Однако из них ЭЛН оформляют лишь 56 (или 64%). Если оставшиеся не перейдут на новый формат, то с 1 января лишатся права в принципе оформлять листки нетрудоспособности.

"Есть ряд частных медорганизаций и работодателей, которые к этой работе еще не подключились. У них остается короткий промежуток времени, чтобы эту ситуацию исправить", – сказала Татьяна Петрова.

С технологической точки зрения край готов к полному переходу на электронные больничные, сообщил Виталий Азанов, директор краевого медицинского информационно-аналитического центра. Процесс поставлен на ноги. Поэтому можно уверенно сказать, что это устойчивая работающая система.

По данным Азанова, в 2021 году госмедицина выдала более 700 тыс. листков, 80% из которых – в электронном виде. Остальные 20% оформляли в бумажном виде по просьбе самих пациентов.

Главное требование к медорганизациям и работодателям – наличие электронного документооборота и электронной цифровой подписи. Инна Анисимова рассказала, что в поликлинике №9 Барнаула оцифровано каждое рабочее место, подпись есть у каждого врача и медсестры.

Елена Воронцова отметила, что цифровая подпись необходима работодателям не только для взаимодействия с ФСС, и у большинства она уже есть.

Что касается программного обеспечения, то возможность работы с электронными листками уже давно внедрили и протестировали все крупнейшие разработчики бухгалтерских систем: 1С, СКБ "Контур", СБИС и другие. А работодатели, у которых не установлено такое программное обеспечение, могут скачать бесплатную программу на сайте ФСС.

Глобальная платформа

Как рассказала Татьяна Петрова, в 2021 году в России утверждена Концепция цифровой трансформации социальной сферы. Согласно ей, в стране будет создана единая цифровая платформа, которая объединит информационные системы Минтруда, Пенсионного фонда России, ФСС, Федеральной службы по труду и занятости, учреждений медико-социальной экспертизы. В результате к концу 2024 года оформить все социальные выплаты можно будет только онлайн – беззаявительно, без сбора документов и посещений госучреждений.

Будет работать и механизм обратной связи с гражданами. Для этого создается единый контакт-центр. Алтайское отделение Фонда вместе с коллегами из ПФР в числе первых приняло участие в пилотном запуске центра. С 1 ноября он начал работу в режиме промышленной эксплуатации.

Читать в полной версии ➔