Бюджет Алтайского края на 2023 года приняли "на тоненького" в жарких спорах
"Мы принимаем один из лучших бюджетов по собственным доходам и один из худших – по росту к предыдущему году", – сказал 25 ноября лидер фракции ЛДПР в краевом парламенте Владимир Семенов, чем сформулировал основное содержание дискуссий депутатов относительно проекта бюджета Алтайского края на 2023 год. Его приняли на сессии 25 ноября в окончательном чтении. Но "прошел" документ, набрав лишь 38 голосов при необходимых 35. Две фракции заксобрания его не поддержали.
Меняются приоритетыУтвержденные основные параметры бюджета утвердили в таких объемах:
доходы – 144,6 млрд рублей, из них федеральные поступления – 66,8 млрд, собственные – 77,8 млрд, расходы – 158,2 млрд рублей, в том числе более 108 млрд – социальные, дефицит – 13,6 млрд рублей.Между чтениями стало известно о росте поступлений из федерального бюджета на 4,3 млрд рублей, уточнили и собственные доходы, увеличив их почти на 0,5 млрд. В результате, если сравнивать с первоначальным бюджетом на 2022 год, первые выросли на 4%, вторые – на 14%. Расходы вырастут на 5%.
И суммы поступлений из федерации, и объем бюджетных затрат выросли, но гораздо скромнее, чем в предыдущие годы. И это стало одним из предметов споров.
Например, лидер фракции "Справедливая Россия" Александр Молотов отметил, что, да, рост есть, "но только с первоначальным проектом бюджета на 2022 год". А если сравнить цифры с окончательными суммами по 2022-му, то "видим падение в 10,3 млрд [по доходам] и 22,3 млрд [по расходам] соответственно.
"С учетом экономической ситуации преодолеть этот разрыв в течение следующего года будет крайне тяжело", – предположил Молотов.
Однако министр Финансов Данил Ситников уже в который раз призвал депутатов "сравнивать сравнимое". По меньшей мере потому, что объем возможных дополнительных поступлений в 2023 году в принципе не известен. Кроме того, он напомнил, что часть доходов выпали из-за изменений законодательства – например, все выплаты по детям объединили в единое пособие, деньги на которые теперь будут идти не через бюджет региона, а через пенсионную систему.
Он также добавил, что, вообще-то, рост 3-4% считается совершенно рабочим при умеренной инфляции, а депутаты просто привыкли за последние годы считать уже десятками процентов.
Его поддержал и глава бюджетного комитета Антон Васильев, который отметил, что "у коллег уже привычка ожидать большие объемы федеральной поддержки, но она и так достаточно существенная".
Виктор Томенко, губернатор края, добавил, что изменения в течение года точно произойдут: в доходы этого года переведут остатки с прошлого, ожидается вступление в новые программы, по которым также могут выделить допсредства. "Мы увидим определенный, а возможно, и существенный рост", – сказал глава региона.
Васильев напомнил, что бюджет "формируется в сложных экономических условиях", в которых свою роль играют санкции в отношении бизнеса, налоговые поступления от которого уже начали сокращаться. Однако, считает Васильев, накопленный резерв и господдержка сработали, и пессимистические прогнозы, что экономика провалится, не оправдались.
"Меняются приоритеты – помощь новым регионам и расходы на оборону колоссальным образом растут, этого нельзя не видеть. Время сейчас такое, что по бюджету нужно оставить в стороне чисто политические темы, а заниматься изыскиванием дополнительных доходов, а уж потом ставить вопрос об эффективности их использования.", – добавил он.
Позиция или популизмОднако "политические темы" никто не оставил. Во фракции КПРФ заявили, что будут голосовать против. Позицию обосновывал Антон Арцибашев.
Он стал сравнивать бюджеты не в указанных в бюджетах 2022 и 2023 годов цифрах, а в сопоставимых ценах, то есть с учетом инфляции (правильности расчетов можно было только поверить, потому что перепроверить их в ходе сессии не представлялось возможным). По расчетам коммунистов, при такой математике расходы бюджета на 2023 "похудеют" на 12 млрд.
Также Арцибашев затронул тему недостаточных доходов. Однако рассуждая о резервах, апеллировал в основном к федеральной тематике, например к сверхдоходам госкомпаний. Говоря о краевом бюджете, он предложил "умерить пыл дорожников" (что, как позже объяснил Ситников, невозможно законодательно).
"Этот бюджет не нацелен на решение основных проблем, а многие только усугубит. Мы против, когда кто-то должен пояса затягивать, а кто-то на этом делать деньги", – сказал Арцибашев.
Первым оппонентом ему выступила Елена Хрусталева, которую после первого чтения бюджета КПРФ исключила из партии. Она сказала, что некоторые ее бывшие однопартийцы ради собственного пиара искажают суть бюджета, приводя не имеющие отношения к делу аргументы. По ее словам, докладчик "находится в совершенно нереальном времени, а на Луне, например".
"Бюджет критиковать модно. Но я хочу обратиться к критикующим: вы, конечно, не можете не знать, в каком положении находится страна и Алтайский край, догадываетесь, сколько денег тратится на СВО <...>. В обстановке санкций и враждебного стремления заблокировать экспорт и импорт, логистические коридоры сформировать бюджет с приростом доходов и расходов – очень непростая задача, с которой, считаю, правительство края справилось".
Главным оппонентом КПРФ выступил Томенко. По его словам, вся позиция коммунистов основана на отрицании и странных расчетах, которыми, возможно, в КПРФ хотят обосновать команду сверху голосовать против.
"Неподдержание бюджета обосновывается совокупностью умозаключений, которые являются неверными. Они основаны на суждениях, которые ошибочны. Или на правильных, но выстроенных в логику, которая не выдерживает критики. Вроде такой: мужчина – это человек, женщина не мужчина, значит, женщина – сделали вывод", – сказал глава региона.
Он предложил коммунистам честно говорить, что им поступила команда, чтобы "мы голову не ломали, расшифровывая ваши сложные расчеты". И призвал всех наращивать компетенции.
Томенко также выразил сожаление, что эсеры воздержались при голосовании – по мнению губернатор, это тоже неподдержка бюджета.
Александр Молотов, который обосновывал позицию фракции, сказал, что их партия "старается не впадать в популизм и пафос", а решение принимала взвешенно. По мнению эсеров, в текущих условиях край мог бы отказаться от запланированных строек – соцобъектов, дорог, проведения "помпезных праздничных мероприятий". А между тем на стройки, сказал он, в бюджете запланировано 5,9 млрд рублей – столько же, сколько на текущий год. Например, 450 млн – на завершение реконструкции художественного музея в Барнауле.
"Мы не имеем ничего против культуры, но в сегодняшних условиях считаем возможным сократить эти траты", – сказал он.
Также во фракции посчитали, что 400 млн рублей, зарезервированных под поддержку участников СВО будет недостаточно. А именно вопросы поддержки СВО и граждан, которые ощущают последствия и спецоперации, и санкций, должны стать приоритетными, считают в СР.
Молотов привел слова Осипа Мандельштама: "Живем, не чуя под собой страны". И сказал, что депутаты фракции чувствуют страну и не могут поддержать проект бюджета, "который, может, и был бы хорош для мирного времени, но не в полной мере подходит для решения первоочередных целей и задач, которые в трудные дни стоят перед краем". Однако во фракции учли, что их принципиальные поправки приняли во внимание, поэтому решили воздержаться.
Поддержка с оговоркамиЗа бюджет проголосовали единороссы, ЛДПР и "Коммунисты России".
Комроссы отметили, что ко второму чтению власти учли их поправки, например по увеличение расходов на поддержку местных инициатив, на сохранение объектов культурного наследия. Но отметили, что нужно работать над увеличением зарплат, особенно медиков и служащих на местах.
Владимир Семенов также сообщил, что большую часть их поправок учли – по увеличению финансирования среднего образования, детских лагерей и другие.
"Бюджет сформирован с максимальными собственными доходами, федерация больше денег не дает, и мы имеем предельный дефицит, рассчитывать на допрасходы на все наши хотелки не приходится", – сказал Семенов.
Однако он отметил, что в целом "математика грустная". И тоже сказал о том, что с учетом инфляции, которая "стремится к 13%", рост бюджет должен был бы составлять 30-40 млрд, а по факту – чуть больше 4 млрд.
Также он добавил, что у фракции нет претензий "по расходам в части их рациональности", но есть по качеству исполнения бюджета.
"19-й министр торговли США Морис Стэнс сказал: "Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований". Сегодня с ним не поспоришь", – резюмировал Семенов.
А лидер фракции "Единая Россия" Сергей Приб напомнил депутатам, что даже федеральный бюджет после многих лет профицитного бюджета "заходит в долгий дефицит как минимум до 2026 года". "Мы все прекрасно понимаем, в какое напряженное время живем", – отметил он. По его словам, только приняв бюджет, край сможет выполнить все обязательства.
Дискуссию резюмировал Виктор Томенко, который сказал, что принятый бюджет обеспечит нормальный переход из 2022 года в 2023-й, позволит оперативно решать текущие вопросы, продолжать выполнять нацпроекты и госпрограммы в различных отраслях.