Толк новости
Политика |

"Все равно к этому придем": на Алтае смирились с отказом от сельских глав и депутатов

"Воскресшая" реформа местного самоуправления предполагает, что сельской власти не будет, а губернатор сможет отстранять глав городов и округов
Читать в полной версии ➔

Уже до конца года депутаты Госдумы могут принять новый закон о местном самоуправлении (МСУ), который сменит "отживший" 131-й. Согласно ему, сельский уровень власти упразднят, четко определят, какая власть чем занимается, а губернатор сможет сам отстранять глав городов и округов (сейчас это районы). В Алтайском крае на местах с предстоящими изменениями уже практически смирились — к этому подталкивают штрафы, дефицит кадров и опыт коллег.

В первом чтении проект закона приняли еще в январе 2022 года, он вслед за Конституцией должен вписать самый близкий к "земле" уровень власти — муниципальный — в вертикаль. Тогда он наделал много шума. Но затем рассмотрение заморозили. А в конце 2024 года к нему решили вернуться. Сейчас документ обсуждают на многих площадках. А один из его разработчиков, депутат Павел Крашенинников, в конце октября сообщал "Коммерсанту", что законопроект могут принять уже в начале декабря. Сельская власть — всё

Проект закона предполагает несколько ключевых изменений, самое обсуждаемое и болезненное из которых состоит в том, что власть на местах становится одноуровневой. Это значит, что останутся городские и муниципальные округа — сейчас в Алтайском крае это в основном города и районы. Управлять всей территорией будет администрация округа. А глав и депутатов сельсоветов упразднят.

В поселениях останутся представители власти, чтобы соблюсти принцип ее пешей доступности, но они станут работниками районных администраций. "Гражданам по большому счету все равно, муниципальная, региональная или федеральная власть, они должны иметь возможность решать свои проблемы", – объяснял Крашенинников.

Эта система уже работает в России, но сейчас является одним из возможных вариантов, а с принятием закона станет обязательной. Но будет предусмотрен переходный период — предположительно, до 2035 года. "Это больше плюс, чем минус, так как переход будет более плавным и муниципалитеты будут иметь возможность перестроиться", – говорит вице-спикер алтайского парламента Денис Голобородько.

Кроме того, будет работать так называемый принцип исчерпания полномочий — все избранные главы и депутаты отработали свой срок. "Мы не можем сказать: принят закон — до свидания, идите, ищите себе работу", – объяснял Крашенинников.

В Алтайском крае на одноуровневую систему уже перешли Залесовский, Чарышский, Славгородский, Суетский, Змеиногорский округа.

"Есть районы, которые находятся в процессе обсуждения решения. После преобразования Змеиногорского района около 10 территорий проявили интерес и обратились к нам за консультациями по данному вопросу", – сообщил Голобородько.

Хорошо или плохо

Еще в 2022 году, когда законопроект приняли в первом чтении, большинство глав районов края, по данным "Толка", высказывались резко против перехода на одноуровневую систему, опасаясь потери связи между властью и населением, особенно с учетом большого числа сел в районах и далеких расстояний между ними и райцентром.

"Люди из отдаленных сел уже не смогут так напрямую, как через своих депутатов и глав, достучаться до районных властей. Да и не наездишься в райцентр", – говорил тогда, например, Сергей Ванпилин, глава Бобровского сельсовета Первомайского района.

Были и те, кто защищал новый подход, как, например, глава Залесовского округа Александр Пластеев, который настаивал, что в новой системе контроль и гибкость управления гораздо выше, а социальные риски ниже. И после сокращения депутатского корпуса с 99 до 19 человек никакого вакуума не появилось. Наоборот, процессы упростились:

"Вот нам нужно было закупать мусорные баки – собрались, быстро решили, кому сколько надо. В одно село четыре бака нужно было — поставили и забыли. А если бы был сельсовет, то сначала вопрос обсуждали там, разглагольствовали бы: власть плохая, мусорная реформа – обдираловка. А вопрос, напомню, поставить четыре бака".

Но сегодня даже те, кто выступал против, говорят, что сама жизнь их подталкивает к одноуровневой системе.

"До последнего времени я считал, что этого категорически нельзя делать. Люди в селе считают, что их глава — власть. У них что-то заклинило, не так пошло — они идут к нему. После реформы этого не будет. Будет просто ответственный человек. Воспринимать его будут так. Но многие предпосылки говорят о том, что с точки зрения управления и финансовой стороны мы все-таки придем к округам", – говорит глава Кулундинского района Сергей Балухин.

Он приводит несколько причин. Первая — финансовая. Все равно распределением средств по факту занимается районная администрация, обязательства по штрафам — тоже в итоге на ней.

Вторая причина — кадровая: становится все сложнее найти в селах людей, обладающих всеми качествами и квалификацией, необходимыми для главы. У новых глав не всегда хватает понимания работы и знания процессов. И районные власти — хочешь не хочешь — их подстраховывают, где-то исправляют ошибки, чтобы избежать тех же штрафов, которые могут составлять несколько сот тысяч рублей.

"Эти моменты бьют по нашему престижу, бюджету. В итоге управление селом все равно ложится на район. Я до последнего сопротивлялся. Но сейчас, когда мы отслеживаем опыт уже созданных в крае округов, то понимаем, что рано или поздно и мы к этому подойдем", – резюмировал Балухин.

Татьяна Дорохова, глава Шипуновского района, считает, что все зависит от команды. Сейчас в районе 19 сел — 19 глав. "Все — ответственные, болеющие за свое дело люди, мне с ними легко работать. Изменение их статуса, думаю, принципиально ситуацию с управляемостью не изменит. Хотя это снимет с них ответственность перед правоохранительными органами и прокуратурой. А глава округа, наоборот, увеличит объем этой ответственности в 19 раз".

Она не считает, что те люди, которые сегодня занимают активную позицию как сельские депутаты, перестанут заниматься общественной работой после потери статуса: "Они все равно будут работать — найдут способ реализовать себя. Они активны не потому, что они депутаты, а потому, что это их стиль жизни".

А вот возможность аккумулировать средства в одних "руках" и направлять их в нужное русло в нужный момент, по мнению Дороховой, скорее, станет плюсом, рычагом для решения проблем.

"Позиция АКЗС и правительства края в этом вопросе очень взвешенная, сейчас никто не настаивает на переходе. Инициатива должна исходить от муниципалитета, – резюмирует Голобородько. – Если же говорить о моем личном мнении, то с учетом сложившейся бюджетной системы, распределения полномочий, нам пора действовать в данном направлении и начинать реформировать административно-управленческую систему муниципалитетов. Однако делать это постепенно, обязательно сохраняя связь жителей небольших поселений с органами местного самоуправления".

Что еще изменит закон о МСУ

1. Будут четко прописаны полномочия муниципальной власти, в том числе возможность передачи части из них с регионального уровня на местный и наоборот — с финансовым подкреплением.

"Сейчас вопросы полномочий отражены в сотнях законов, в которых сложно разобраться <...>. Из-за этого муниципалитеты "дрессируют" постоянными предписаниями, штрафами, многие запутались с конфликтом интересов. В итоге мало кто хочет идти туда работать", – комментировал Крашенинников.

Однозначно муниципальными останутся: вопросы бюджета, благоустройства, развития внутридворовых территорий, обеспечения доступности медицинской помощи.

2. Главу города или округа можно будет избрать четырьмя способами:

на общих выборах, из числа депутатов представительного органа, путем назначения, когда депутаты выбирают из кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, из числа кандидатур, предложенных депутатам главой региона.

3. Если глава будет плохо исполнять свои обязанности или срывать показатели эффективности, закрепленные указом президента, то губернатор сможет вынести ему предупреждение, объявить выговор или отправить в отставку.

Читать в полной версии ➔