Местные главы и депутаты рассказали, чем может обернуться ликвидация сельсоветов, почему всенародный избранный глава – не всегда хорошо и каким районам придется туго, если реформу все же проведут
"Катастрофа", "безобразие" – так отзываются о предстоящей реформе местного самоуправления ее противники. "Правильный путь, который пойдет на пользу людям и отстроит систему", – говорят сторонники. Но и те, и другие сходятся в одном – одним "перетряхиванием" системы местной власти всех проблем не решишь, нужно менять налоговое законодательство и давать муниципалитетам больше денег. "Толк" собрал разные мнения, чтобы понять, как будущая реформа изменит жизнь людей, какие риски или возможности несет.
Изменение 1. Сельской власти больше не будет
Проект закона предполагает упразднение поселенческого уровня власти – не будет ни сельсоветов с их депутатами, ни глав. Будет два вида муниципальных образований: городской и муниципальный округа. Последний станет, по сути, преемником района. В селах будет работать представитель администрации округа.
"То, что упраздняют поселенческий уровень, – это катастрофа, – считает Андрей Кривов, коммунист, зампред профильного комитета краевого заксобрания. – Ведь это президент сказал, что местная власть должна быть в шаговой доступности. Но ее ликвидируют. Местное самоуправление в моем понимании – это когда депутат живет рядом с избирателем, когда человек идет по улице и может встретить главу сельсовета, что-то обсудить. А когда избиратель живет за 100 км от административного центра, это сложно назвать местным самоуправлением".
Эксперты делят проблему на две части: о депутатах и о главах. Самые полярные точки зрения – по вопросу "нужности" сельских депутатов.
"Сельсовет – это в первую очередь депутаты. Это те люди, которые представляют интересы своих земляков. Предлагаемый проект реформы их отстраняет от работы, их просто не будет, – говорит Светлана Агаркова, глава Алейского района и Совета муниципальных образований края. – В нашем районе во всех сельсоветах 178 депутатов – добровольных помощников. Это основа всего местного самоуправления".
Глава Бобровского сельсовета Первомайского района Сергей Ванпилин также уверен, что депутаты "играют самую основную роль":
"Они живут среди людей, напрямую с ними общаются, избираются из населения, доносят все основные проблемы и пожелания населения до нас, администраторов. Люди из отдаленных сел уже не смогут так напрямую, как через своих депутатов, достучаться до районных властей. Да и не наездишься в райцентр".
По словам Светланы Агарковой, именно депутаты, например, были авангардом в реализации программы поддержки местных инициатив, когда жители сами выбирают, что им нужно сделать в селе, а край выделяет львиную долю средств (до 1,3 млн рублей), но при условии софинансирования со стороны сельсовета и самих жителей.
Однако другие эксперты констатируют: сельские депутаты сегодня в отсутствие денег в местных бюджетах и серьезных полномочий фактически ничего не решают, а вот проблем с их избранием – тьма.
"С тем, что депутат несет активность, я согласен. Что он является гласом народа – тоже. Но с тем, что он играет значимую роль при реализации каких-то программ, – нет", – говорит Александр Пластеев, глава Залесовского округа, который первым в крае заработал в таком статусе с 1 января.
В районе до преобразования было 99 депутатов. Сейчас 19 – в окружном совете депутатов, они представляют разные территории округа. "И у нас не возникло никакого правового вакуума или ситуации, когда бы люди не знали, к кому обратиться". Напротив, некоторые процессы стали проще.
"Раньше депутаты сельского поселения должны были сделать запрос депутату районного уровня, тот поставить на обсуждение. Сейчас путь короче. И не всегда даже дело в финансировании, – объясняет Пластеев. – Вот нам нужно закупать мусорные баки – собрались, быстро решили, кому сколько надо. В одно из сел требовалось четыре бака – поставили и забыли. А если бы был сельсовет, то сначала вопрос обсуждали бы там, начали бы разглагольствовать: власть плохая, не мусорная реформа, а обдираловка. А вопрос, напомню, – поставить четыре бака и закрыть тему".
Пластеев настаивает: депутаты могут что-то решать, только если в поселении есть финансовый ресурс. И именно программу поддержки общественных инициатив он также приводит как пример, но свидетельствующий о первоочередной роли вовсе не депутатов из сел:
"Какой бы активный ни был гражданин, в каком бы статусе он ни был, ничего не получится, если в сельском поселении нет средств для софинансирования".
В 2020 году Залесовский район стал единственным, которому одобрили все 22 заявки по этой программе. "А почему? А потому что мы заранее заложили в бюджете района 4 млн рублей для софинансирования", – говорит Пластеев.
Кандидатов не найти
При этом именно в Алтайском крае есть гигантская проблема с сельскими депутатами – их очень много, более 6 тыс. человек. И на местах уже которую кампанию стоит проблема острейшего дефицита кандидатов.
Об этом еще в прошлом году говорил Александр Романенко, спикер краевого парламента и лидер алтайских единороссов: он напоминал, что трудно было уже в кампанию 2017 года, к 2022-му она как минимум не улучшилась. По его мнению, преобразование хотя бы части районов в округа могло хоть немного снять остроту.
"Мои коллеги, главы районов, сейчас находятся в сложном положении – к сентябрю они должны найти кандидатов в депутаты и районных, и сельских представительных органов. Да и не по одному, ведь нужно обеспечить альтернативность выборов! – говорит Пластеев. – А люди, зная, что депутат не имеет толком ни финансовых рычагов, ни каких-то других, говорят: "А зачем я туда пойду? Дороги чистить? Я и так чищу". Отпугивает еще и перспектива сдавать декларации.
Избранник народа или назначенец?
Относительно будущего глав эксперты высказываются не так остро, поскольку уже сейчас понятно, что представитель исполнительной власти в селе все равно будет – как назначенец от окружной администрации.
Здесь основные споры идут вокруг из избираемости. Скажем, Андрей Кривов уверен, что "есть разница между избранным главой и муниципальным служащим, даже если он весь день будет добросовестно сидеть на месте". Он приводит пример Хмелевского сельсовета, где глава фактически за сутки смогла решить проблему перегоревшего насоса и вернуть водоснабжение жителям, поскольку понимала, что они ее выбрали и она перед ними в ответе.
"А как будет с чиновником? Вечером к представителю администрации прибегут жители и скажут, что насос сгорел. А он ответит, что, да, ситуация сложная, немедленно проинформируют администрацию и после этого спокойно поедет домой. Может быть, я ошибаюсь", – предположил Кривов.
Но, например, и Светлана Агаркова, и Александр Пластеев считают, что в этом случае все зависит от человека, а не от способа его избрания или назначения.
Но глава Залесовского округа уверен, что подход в принципе должен быть иным – глава села не должен сам менять насос. Централизованная коммунальная служба сработает куда эффективнее – каждый должен заниматься своим делом. "Как у нас происходит? Сломался насос, глава позвонил коммунальщикам – и они заменили", – говорит он.
И при этом подчеркивает: если всенародно избранный глава поселения решит ничего не делать и вообще не реагировать на тот же сгоревший насос, то население с этим ничего не сможет поделать, так как процедура отстранения такого управленца крайне сложная и предполагает проведение референдума.
"То есть такой глава может ни черта не делать пять лет. А если глава назначен депутатами или, как в нашем случае, это специалист администрации, то, заяви он такое, завтра работать не будет", – говорит Пластеев.
Он полагает, что муниципальные выборы этого года покажут неизбежность перехода на одноуровневную систему. Особенно в свете кадрового голода: "Найти адекватного человека на пост главы на зарплату в 17-20 тысяч очень сложно".
Изменение 2. Полномочия другие, деньги те же
За местными властями закрепят 27 собственных полномочий, также им край сможет передать еще 28. Для сравнения: сейчас 44 вопроса местного значения, говорит Кривов, у поселений – 13 полномочий. Край и сейчас передает некоторые вопросы на местный уровень.
Главный вопрос здесь – финансирования. Для муниципалитетов он – краеугольный. А предлагаемая реформа никаких радикальных шагов для преодоления хронического дефицита средств на местах не предусматривает.
Кривов указывает: число вопросов, за которые муниципалитет, возможно, будет отвечать может вырасти, а деньги останутся теми же.
"Если бы местные полномочия подкреплялись финансово, то никакую реформу не пришлось бы затеивать. А предлагаемые изменения не решают этот главный вопрос, – говорит и Светлана Агаркова. – Если под те же полномочия останется та же финансовая составляющая, то какая разница, какой уровень власти не сможет с этим справиться?"
Ранее инициаторы изменений утверждали: переход на одноуровневую систему, то есть отказ от поселенческого уровня власти позволит сэкономить средства на содержании органов власти и пустить их на развитие территорий.
Однако Агаркова возражает: экономить особенно нечего, все уже давно и так максимально оптимизировали.
"На тех зарплатах, что получают сегодня главы, точно сильно не сэкономишь. За 2020 год средний размер зарплаты муниципального служащего в крае составил около 19 тысяч рублей. У глав – максимум 25-26 тысяч – там, где большая численность населения. Сколько это за год? Пусть даже 300 тысяч рублей. Что глобально можно решить на эти деньги в районе? Нам, например, выделили субсидию на капремонт внутримуниципальных дорог – 1,4 млн рублей. На эти деньги можно отремонтировать 200 кв. метров".
Однако Пластеев говорит: зарплаты глав – не единственные траты на содержание управленческо-хозяйственного аппарата в селе. "Скажем, есть глава – получает 17 тыс. рублей, и специалист на 0,75 ставки – еще 12 тыс. Вроде бы немного – 300-400 тыс. рублей в год. Но есть еще водитель, три кочегара, уборщица. Надо платить за интернет и телефон. Набегает на 1,5-2 млн. И часто это 60%, а то и 80% от бюджета поселения в целом", – объясняет глава округа.
То есть денег на исполнение других вопросов остается крайне мало. Разные уровни отвечают на свои вопросы, но при этом связаны финансовой зависимостью.
"И вот эта размытость в бюджетной сфере приводит к таким ситуациям, как с автобусами, – приводит пример Пластеев. – Нам край говорит: "Мы же вам автобусы дали". Но подождите: мы пять лет вели к тому, чтобы уничтожить наши муниципальные предприятия. Нам последние 10 лет говорили: "Отдайте все частникам". К тому и пришло, что у нас, например, сохранился единственный маршрут, и тот убыточный. А перевозчики говорят: "Зачем нам автобусы, если изначально понятно, что работать будем в убыток?"
Однако он уверен, что реформа как раз решит этот вопрос: "Когда мы выстроимся в единую вертикаль с краевыми, федеральными органами исполнительной власти, не будет такой размытости. Мы в одной лодке должны грести во все лопатки".
Но в идеале, говорят практически все спикеры, нужно менять налогово-бюджетную политику в пользу местного самоуправления.
Но пока этого в проекте не предусмотрено. И, например, Сергей Ванпилин на этом фоне опасается, что после преобразований даже содержание здания поселковой администрации, котельной будет под вопросом.
"Что, вообще, останется на месте? Сегодня у меня в селе находится и БТИ, и МФЦ, и земельные вопросы мы решаем. Их сохранят? Сегодня у меня в здании работают и почта, и АТС, и полиция, и аптека, и бытовое обслуживание. Мы содержим помещение, отапливаем, освещаем. А если не будет сельсовета, то кто будет содержать? Да никто. Развалится, как все коровники по стране. А с котельной что будет? А с тем же доступом к интернету?" – сокрушается глава.
Изменение 3. Губернатор сможет предлагать и увольнять глав
Согласно проекту закона, главу округа:
- можно будет выбрать всенародно,
- депутаты могут назначить из своего состава,
- депутаты могут назначить по предложению губернатора, выбрав из двух кандидатур.
Что выбрать – будет решать муниципалитет.
При этом губернатор получит право и объявить выговор главе округа (читай – города или района), и отстранить его от должности. Получить выговор глава сможет, если будет плохо исполнять полномочия, переданные ему краем.
Губернатор сможет отправить главу в отставку, если тот:
- не сделает ничего, чтобы после выговора исправить ситуацию,
- примет документ, противоречащий законодательству России,
- сделает что-то, что нарушит права и свободы граждан, будет нести угрозу единству и целостности страны, ее нацбезопасности,
- нецелевым образом использует межбюджетные трансферты или бюджетные кредиты.
"Когда депутаты выбирают главу из числа кандидатур, предлагаемых губернатором, – это уже не местное самоуправление", – считает Андрей Кривов.
Он также называет безобразием норму о том, что губернатор может отстранять главу за невыполнение переданных краевых полномочий. И приводит "горячий" пример с бродячими собаками.
Их отлов, содержание – вопрос краевого уровня, но передан на места. При этом всем ясно, что муниципалитеты даже к теми деньгами, которые им дает на это край, не в состоянии решить проблему. Но это – в случае проведения реформы – вполне могло бы стать основанием убрать неугодного главу.
А вот Александр Пластеев считает, что возможность отстранения главы округа губернатором вполне оправдана:
"Должна быть четкая вертикаль. Можно иметь любые политические взгляды, но они не должны превалировать над главной задачей – развития территории. Выполнять определенные показатели и задачи каждый глава должен. Не допустимо, чтобы губернатор говорил: "Нужно сделать вот это и вот это", – а глава отвечал: "Нет, я не буду, потому что оппонент "ЕР"". Как работать в этой упряжке? То же самое делает сейчас президент. Он тоже может отстранить губернатора, даже всенародно избранного. Ну, если человек не справляется!"
Всем ли подходит новая система
Глава Залесовского округа уверен: многие районы фактически уже работают в одноуровневой системе местной власти, потому что нередко решают на районном уровне даже "элементарные вопросы". Остается оформить положение вещей де-юре.
"Простой пример – в селе Захарово обвалился колодец, переговорили с главой: с нас вот это, с вас – вот это. Всё, решили. Сам бы глава никогда сам не решил этот вопрос", – приводит он пример.
Однако и он подчеркивает: переход на такую систему приемлем для районов с относительно небольшим числом поселений. Для таких гигантов, как Первомайский, Тальменский, Павловский районы, все не так очевидно. Администрации округа придется централизованно управлять десятками населенных пунктов, расположенных в том числе за десятки километров от райцентра.
Тот факт, что этим сильно обеспокоены, например, в Первомайском районе, подтвердила и депутат АКЗС Юлия Фролова, еще недавно возглавлявшая районный совет депутатов. На круглом столе, проведенном "Единой Россией" в Барнауле, она подчеркнула, что крупные районы изначально нельзя ставить в те же условия, что муниципалитеты поменьше.
Она обозначила главные вопросы и коллег, и жителей. Во-первых, это доступ к оказанию различных услуг. Тезис о том, что большую их часть можно получить через портал Госуслуг, ее совершенно не успокоил, потому что и не все услуги там оказываются, и далеко не на всей территории есть стабильный доступ к интернету. "Я 50 минут еду до Барнаула, у меня и то связь несколько раз обрывается", – сказал она.
Во-вторых, не ясно, как будут решаться мелкие, но каждодневные проблемы людей. В качестве примера она тоже привела вопрос с транспортным обеспечением. С некоторыми селами никакого автобусного сообщения нет в принципе. И кое-где глава села формирует группы жителей и отправляет их на служебном транспорте. Кто это будет делать, если главы больше не будет?
Есть и другие вопросы. Например, в Залесовском округе столкнулись с тем, что им теперь нужно как-то распорядиться земельными паями, которыми управляли сельсоветы. По Земельному кодексу, заниматься этим могут только поселенческие власти. Но в Залесовском округе таких паев не слишком много, и там надеются решить этот вопрос в правовом поле. В крупных районах, где ситуация с паями может быть иной, и проблем может возникнуть больше.
Также есть, например, муниципальный транспорт, который нужно будет перерегистрировать (речь идет о самых разных машинах). В том же Залесовском округе 67 единиц такой техники в разном состоянии. Ее нужно свозить в ГИБДД за 30 км, чтобы зарегистрировать. В более крупных районах ситуация опять же может оказаться значительно сложнее.
Есть и много другого имущества, скажем, коммунального. Но здесь, уверен Пластеев, нужно правильно планировать работу и постепенно идти к преобразованию: "Мы два года к этому подходили: передавали "Коммунальщику" скважины, котельные. Остались только здания администраций и ДК".
Краевые власти сейчас утверждают: никакого насаждения новой модели нет. На форму округа, которая с 2019 года уже предусмотрена в законодательстве, переходят исключительно добровольно по инициативе с мест, сказал вице-спикер краевого заксобрания Денис Голобородько на круглом столе.
Сейчас процесс преобразования начали в Суетском и Чарышском районах (четыре и девять сельсоветов соответственно), думают об этом в Змеиногорском (восемь сельсоветов), до 2025 года это необходимо будет сделать в Славгороде, который сейчас является городским округом и включает десятки сел на огромной территории.
Однако если федеральный законопроект примут, то на новую систему должны будут перейти все без исключения муниципалитеты до 2028 года.
Ключевым станет второе чтение документа в Госдуме. Пока дата, когда оно состоится, не известна.