Больше веры: самовыдвиженцы стали второй политической силой на местных выборах
Пятую часть кандидатов, которые баллотируются в депутаты и главы на городском, районном и сельском уровнях в 2021 году, составляют самовыдвиженцы – те, кто решил идти на выборы не от партий, а самостоятельно. Такие данные привела на онлайн-конференции 24 августа Ирина Акимова, глава Алтайкрайизбиркома.
Всего на выборах 17–19 сентября разыграют 635 мандатов – депутатов и глав (40 человек) на местном уровне. Вторая силаНа эти кампании, по данным крайизбиркома, зарегистрировалось более 1,2 тыс. кандидатов.
Самую большую активность проявила "Единая Россия", выдвинув более 300 человек (50,6%), на втором месте – самовыдвиженцы, их 232 (19,1%), на третьем месте – "Справедливая Россия – За правду" с 202 кандидатами (16,6%), затем ЛДПР – более чем со 100 (8,7%), наконец, доля выдвиженцев КПРФ составляет около 5%.На местных выборах уже не первую кампанию именно самовыдвиженцы составляют основную конкуренцию партии власти.
В 2017 году, когда в крае проходила масштабная кампания по местным выборам – тогда закрывали более 6 тыс. мандатов, – бой "Единой России" дали именно самостоятельные кандидаты. В нескольких районах они даже заняли большинство мест в парламентах.
А в целом из 978 мандатов на выборах городского и районного уровней тогда самовыдвиженцы заняли 107 мест, и это был второй результат после партии власти (712 человек). Для сравнения: коммунисты в тот раз заняли 85 кресел, справедливороссы – 45, ЛДПР – 20.
В 2018 году на выборах 46 сельских глав в девяти случаях победу одержали также самовыдвиженцы.
Причины популярностиЭксперты называют несколько факторов силы самостоятельных кандидатов на местах.
Первый – формальный. Им, так же как и претендентам в депутаты Госдумы и краевое заксобрание, нужно собирать подписи. Но их число крайне мало. Как говорит политтехнолог Константин Лукин, "можно всю родню переписать и зарегистрироваться".
Второй – субъективный. Люди на местах, особенно если речь идет о сельском уровне, зачастую больше верят конкретному человеку, чем партии. "Партийный бренд, с одной стороны, добавляет кандидату половину своего рейтинга, но, с другой, и удваивает антирейтинг", – объясняет Лукин.
К тому же человек, который не тянет за собой партийный бэкграунд, позволяет избирателю любых взглядов свободнее за него голосовать, ориентируясь только на личные качества и предлагаемую программу, говорит другой эксперт.
Третий – идеологический. Сами кандидаты нередко не хотят вставать ни под чьи партийные флаги, предпочитая независимость. Это, как говорят политологи, дает им в том числе свободу в выборе позиций. Они могут скомпоновать собственную, близкую людям систему взглядов, "понадергав" лучшее из разных идеологий. Условно говоря, рынок – это хорошо, но его нужно регулировать.
Четвертый – протестный. За самовыдвиженцев могут голосовать по принципу "хоть за кого, но против всех старых". Но, подчеркивает Лукин, все же личностный фактор, особенно на селе, приоритетнее.