Как удар боксера: эксперты рассказали, насколько опасны столкновения с самокатами

Столкновение пешехода с электросамокатом по своей силе может быть эквивалентно падению с высоты – расчетами с "Толком" поделился ученый алтайского "политеха". С началом мото– и велосезона средства индивидуальной мобильности (СИМы) прочно поселились в сводках происшествий, навлекая на себя гнев пешеходов и автомобилистов. На этом фоне обсуждаются возможные поправки к Правилам дорожного движения, к примеру – запрет на езду по тротуарам. "Толк" узнал, что думают об опасности самокатов физики и эксперты по вождению.
Килограммы опасностиПо действующим правилам при езде на электросамокате нужно отдавать приоритет велодорожкам, тротуарам и пешеходным зонам. При отсутствии таковых допустимо передвигаться по обочине проезжей части – при условии, что наездник старше 14 лет. Максимальная разрешенная скорость для СИМ – 25 км/час.
Ряд сервисов кикшеринга, в том числе барнаульских, установили программные ограничения до 20 км/час. Однако и такие значения скорости представляют опасность, обращает внимание профессор АлтГТУ им. Ползунова Андрей Попов.
Физик посчитал: при наезде на пешехода на скорости 20 км/час энергия удара составит 1570 джоулей, что сравнимо с травмоопасными и потенциально летальными событиями.
"Я посчитал, при таких исходных данных 1570 джоулей эквивалентно падению с высоты где-то 1,6 метра. Или возьмем футбольные матчи: когда бьют штрафной, футболисты часто уворачиваются от него, потому что удар получается серьезный и болезненный. Но он в восемь раз меньше, чем удар от самоката. Посмотрел еще по боксерам – получается, что средний удар боксера ближе к тяжеловесам эквивалентен этим значениям. Там получилось порядка 500-600 кг. Тайсон, говорят, выбивал больше тысячи", – отмечает ученый.
Для сравнения физик также произвел вычисления для максимально допустимой скорости 25 км/час: в этом случае энергия удара может составить почти 2,5 тыс. джоулей. То есть при разнице всего в 5 км/час последствия удваиваются.
Собеседник убежден, что для всеобщей безопасности нужно ощутимо ограничить скорость СИМов, ввести запрет на их передвижение в местах с повышенным пешеходным трафиком и жестко спрашивать с водителей за отсутствие средств защиты, а также световозвращателей в вечернее время. Сейчас ношение тех же шлемов и наколенников не более чем рекомендация.
Просто так не "отгрызешь"Об "анархии" в пользовании СИМами говорит и другой сотрудник алтайского "политеха", заместитель завкафедрой по безопасности дорожного движения Сергей Павлов.
"Самая основная опасность – отсутствие должного контроля. Например, под аккаунтом взрослых на самокатах могут ездить дети. Понятно, что ГИБДД проводит какие-то рейды – недавно на пр. Ленина их ловили. Но контролирующих сотрудников все равно не хватает", – говорит преподаватель.
По словам Павлова, обустраивать для СИМов специальную инфраструктуру также нужно, но без фанатизма: не исключено, что мода на самокаты сойдет на нет, как это уже произошло с мопедами и гироскутерами. Пока же оптимальнее пойти по пути ограничений.
"Все говорят, что надо делать велодорожки, но надо и быть реалистами – город застраивался давно. Тем более это же не просто "взял и построил" – надо с собственниками земли договориться. Такую сеть для самокатчиков можно сделать только "за счет" автомобилистов. Допустим, в Голландии так и сделали – выделили полосы в центре проезжей части. Но ведь у нас еще нужно учитывать климат: если мы изъяли эти полосы, то они будут простаивать зимой. А если "отгрызть" для них участок с краю проезжей части – встают вопросы с парковками, поворотами", – заключает собеседник.
Управлять и ездить – не одно и то жеЭксперт по контраварийному вождению Антон Мищенков и вовсе убежден, что для управления электросамокатом требуется специализированная подготовка. Кстати, в марте Следственный комитет России вносил в Госдуму предложение приравнять СИМы к механическим транспортным средствам и обязать их пользователей сдавать на права.
"Взять велосипед: крутить педали – это труд. Это тяжело, и не всегда есть возможность делать это быстро. Самокат же сам тебя везет: нажимаешь газ — и понесся. Ключевое слово — "понесся", не думая о последствиях. Я могу получить кучу негодований в свой адрес, но, как специалист по вождению и автоспортсмен, я считаю, что управлять транспортным средством на высокой скорости дано не всем. Управлять и ездить – это разные вещи. Даже мотоциклисты, которые вышли из автошколы, – это еще не водители, они "сырые". А тут каждый может взять и поехать на высокой скорости. Так быть не должно", – настаивает эксперт.
Специалист также полагает, что самокатам стоит вовсе закрыть доступ к дорогам общего пользования, а при передвижении по тротуарам обязать наездников не превышать скорость пешеходов более чем на 10%.
"С какой скоростью привык ходить пешеход? 3 км в час. Все! Двигаться быстрее, экстренно маневрируя среди пешеходов, опасно – у такого наездника не работает объем внимания, распределение внимания. Если он ходит 5 км в час – вот с этой же скорости ему и нужно начинать. Потом, когда он начинает привыкать, можно чуть увеличить. Если человек ездил на телеге – он не станет искусным наездником, пересев на лошадь. Скорость – наш враг", – заключает Антон Мищенков.
С начала сезона в регионе произошло уже несколько громких инцидентов с участием электросамокатов: на улице 280-летия Барнаула 11-летняя девочка потеряла сознание после наезда СИМа. Ситуация дошла до возбуждения уголовного дела. Ранее трое подростков на самокатах едва не угодили под колеса автомобиля: дети не стали спешиваться перед "зеброй", как предписано правилами дорожного движения.
На майских праздниках в Рубцовске 47-летний самокатчик столкнулся с иномаркой, не уступив ей дорогу на перекрестке.