Родные Анисимова, считавшегося "политеховским маньяком", могут запросить компенсацию
Близким родственникам Александра Анисимова, который более 20 лет числился подозреваемым по делу об убийствах абитуриенток АлтГТУ в 2000 году, разъяснили права на его посмертную реабилитацию. Об этом в ответе на официальный запрос "Толка" сообщил краевой Следственный комитет. В законе также сказано, что родные могут обратиться в суд за компенсацией материального и морального вреда. При этом в истории с признательными показаниями и неожиданным суицидом Анисимова до сих пор остается много непроясненного.
В краевом Следкоме напомнили, что Александр Анисимов был задержан по подозрению в причастности к безвестному исчезновению девушек 27 октября 2000 года. Это произошло после показаний одной из абитуриенток: она узнала в торговце обувью из Дворца спорта мужчину, который ранее подходил к ней возле университета и предлагал помощь в поступлении, – им и оказался Анисимов.
Официальное обвинение задержанному тогда не предъявили.
"Анисимов А. Н. находился в статусе подозреваемого, и в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. На возможную причастность Анисимова А. Н. к совершенным преступлениям указывал протокол опознания, согласно которому он был опознан одним из свидетелей по уголовному делу. При этом он дал признательные показания по собственной инициативе", – сказано в ответе ведомства.
Дальше события развивались трагически: во время следственных действий 1 ноября 2000 года Александр Анисимов покончил жизнь самоубийством. Это произошло в одной из многоэтажек на ул. Георгия Исакова, где, по словам покойного, якобы проживал скупщик золота. Перед этим Анисимов рассказал сотрудникам милиции, что расправлялся с девушками с целью грабежа.
В итоге даже после гибели он формально числился в статусе подозреваемого – вплоть до окончания расследования уголовного дела в отношении Виталия Манишина.
Теперь, когда суд признал экс-чиновника из Калманского района виновным в убийствах и изнасилованиях 11 девушек и женщин, родные Александра Анисимова имеют право на его посмертную реабилитацию. О том, инициировали ли они эту процедуру, в ведомстве не сообщили.
"Уголовное преследование в отношении Анисимова А. Н. прекращено в 2024 году, о чем было сообщено его близким родственникам, которым разъяснены право и порядок реабилитации. Вопросы реабилитации входят в компетенцию прокурорских и судебных органов", – уточнили в краевом следкоме.
Как пояснил "Толку" барнаульский адвокат Иван Олексюк, по закону обратиться в суд с ходатайством о реабилитации могут родители, бабушки, дедушки, супруги, дети, внуки, родные братья и сестры бывшего подозреваемого.
При этом близкие вправе рассчитывать не только на восстановление доброго имени, но и на компенсацию имущественного вреда – заработной платы, пенсий, пособий и других средств, которых человек лишился во время уголовного преследования.
"У близких родственников лица, круг которых очерчен законом, возникает право на компенсацию имущественного вреда – если он чего-то лишился, нанимал адвоката, не получал зарплату и так далее. Но претендовать на возмещение морального вреда родственники умершего Анисимова уже не могут, так как моральный вред, по закону, неразрывно связан с личностью", – уточняет юрист.
Однако эксперт отмечает, что закон не запрещает родственникам требовать компенсации собственных моральных страданий – к примеру, если они приведут доказательства того, что подвергались травле, были вынуждены менять место жительства, школу и т. п.
Добавим, отчаянный поступок Александра Анисимова и обстоятельства его появления у стен "политеха" даже спустя 25 лет вызывают множество вопросов у жителей края. В ходе брифинга по делу Виталия Манишина в мае 2024 года следователь Иван Зеленский так комментировал поведение первого подозреваемого:
"Я не исключаю тот фактор, опираясь на свидетельские показания, что Анисимов мог там появляться, мог пытаться просто с кем-то познакомиться для времяпрепровождения какого-либо. Да, имеются у нас даты его опознания, что он подходил, пытался познакомиться. Это могло быть. Только цель какая?"
В СМИ также неоднократно отмечалось, что ранее Александр Анисимов был судим за кражу и хулиганство, а при обыске по подозрению в убийствах у него обнаружили обрез ружья, патроны и наручники.
В нашумевшем фильме-расследовании издания Baza бывший старший оперуполномоченный Управления угрозыска по краю Игорь Беспалов рассказал о том, как полиция допрашивала подозреваемого:
"Задержали его, сразу раз – в камеру. Покололи-покололи, разогрели. В первую ночь [он пытался покончить с собой в камере, но не получилось. От этих действий у него остался след до конца жизни]*".
*описываются действия, которые мы не можем процитировать по требованиям Роскомнадзора.
В том же фильме экс-начальник городского УВД Николай Турбовец заявил, что Александр Анисимов сознался в серии преступлений после того, как услышал в изоляторе по радио речь советника Генпрокурора России Владимира Колесникова: чиновник тогда заверил, что маньяк будет пойман в ближайшие дни.
"И он [Анисимов] вскакивает, начинает колотиться. Я говорю: "Может, у тебя что-то "сдвинулось"?" Он говорит: "Нет. У меня единственный вопрос – у меня жена, трое детей, что с ними будет?" Я ему сказал: "Мы поменяем семье паспорта и переведем их в Новосибирск, если это действительно ты". И он сказал: "Все, это я". Я пригласил Шишкова Дмитрия Анатольевича, он был следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры, как раз в его производстве находилось это уголовное дело. Он спросил: "Тебя заставляли, тебя били?" Анисимов ответил: "Нет, я сам", – вспоминает в видео Турбовец.
Обстоятельства расследования дела и суицида Анисимова помнят и некоторые алтайские журналисты.
"Нас, журналистов, пригласили на следственный эксперимент, посадили в уазик. Я напротив Анисимова сидел. Он создавал впечатление интеллигентного человека. На вид ему было лет 45, он был с бородой, довольно импозантный мужчина. Смотрел в окошко, совершенно спокойно сидел. Никогда бы не подумал, что этот человек замыслил самоубийство. Мы с ним не разговаривали – не давали разрешения. Приехали на место, нас, журналистов, внизу оставили. Они в один подъезд сходили, потом в другой. Минут через десять – летит тело", – рассказал "Толку" главный редактор издания "АиФ-Алтай" Алексей Скоморохов.
Виталий Манишин, согласно выводам следствия, тогда посчитал эту трагедию шансом прекратить убийства и избежать наказания. При обыске у него даже была найдена книга заговоров, по которой Манишин пытался "стереть себе память".