Толк новости
Сельское хозяйство |

Чистый продукт без чистой выгоды. Как в крае обстоят дела с органическим земледелием

Чистый продукт без чистой выгоды. Как в крае обстоят дела с органическим земледелием
Производителей продукции, выращенной без химических удобрений и пестицидов, на Алтае можно пересчитать по пальцам одной руки - по рентабельности органическое земледелие проигрывает традиционному
Читать в полной версии ➔

В Алтайском крае сократилось количество и без того немногочисленных производителей органического зерна. Сертификаты, подтверждающие такой статус, выданы трем сельхозпредприятиям, но сейчас всерьез этим продолжает заниматься только один аграрий. Крайне мало в регионе и переработчиков, выпускающих готовую органическую продукцию. Один из них – "Иткульский спиртзавод".

Эксперты говорят о низкой рентабельности земледелия "без химии" и практически нулевой культуре потребления недешевых эко-продуктов – несмотря на вошедшие в моду ЗОЖ-течения. При этом для многих органиков это не только бизнес, но и жизненная философия.

"Экология" без экономики

Органическое земледелие сегодня составляет каплю в море: в 2024 году под экопроизводство в регионе отвели всего 7 тыс. га при общей площади пашни более 5 млн гектаров.

Актуальной статистики сезона-2025 в краевом минсельхозе пока и вовсе нет. Но, судя по настроениям "органических" производителей, площади идут на убыль: из трех таких аграрных предприятий два уже заявили "Толку" о полном или частичном отказе от "зеленых" технологий.

Учет таких производителей ведут в созданном на базе Алтайского аграрного университета Центре компетенций развития органической и "зеленой" продукции Роскачества. Центр оказывает методическую помощь предпринимателям, желающим перейти на органическое производство.

В их числе – руководитель КФХ в Усть-Калманском районе Елена Новицкая. От развернутого комментария предприниматель отказалась, ответив, что "больше не занимается органикой, так как она никому не нужна".

Глава небольшого хозяйства в Тальменском районе Сергей Григоревский пока колеблется: сертификат от Роскачества, подтверждающий статус органического производителя, фермер получил совсем недавно, в 2023 году, но уже успел разочароваться.

"Я не в восторге – экономики нет. Я пробую это как эксперимент – хочется, чтобы что-то получалось, но пока особо не выходит. Я с "химией" вообще никогда не работал, сеял без нее пшеницу, овес, гречку, семечку. Но сейчас вообще дела идут никак, можно сказать. Этот год покажет, буду ли я продолжать этим заниматься – я даже не всю землю засеял", – поясняет Сергей Григоревский.

По словам предпринимателя, цена на базовую культуру – пшеницу – в прошлом году не выдерживала никакой критики: перекупщики давали за тонну от 5 до 7 тыс. рублей.

При этом себестоимость производства органического зерна была раз в 12 выше, говорит предприниматель.

О работе на грани рентабельности говорит и опытный органик, руководитель "флагманского" предприятия в этой сфере Игорь Пляко: фермер выращивает эко-продукцию в Бийском районе уже 25 лет, став, по сути, первопроходцем этого направления в регионе. Посевная площадь в его хозяйстве "Степной" составляет в этом сезоне 6,7 тыс. га и включает пшеницу, рожь, гречиху, овес, ячмень и горох.

Большую часть урожая, по словам агрария, хозяйство старается перерабатывать на собственном крупяном заводе, которому также присвоен органический "титул". Но та доля, которая уходит перекупам в виде сырья, тоже далеко не всегда оценивается по достоинству: исключение делает только "Иткульский спиртзавод", дающий за тонну органической пшеницы 25 тыс. рублей. Есть также договоренность на поставку готовых круп с одним из брендов здорового питания, но и они фасуются небольшими партиями.

"Низкая урожайность, низкая рентабельность – органику нам удается продавать только на 15% дороже рыночной цены. Выручает только Иткульский спиртзавод – он как-то не торгуется. И органику не будешь хранить десятилетиями: сезон заканчивается, и, понимая, что спрос на такое зерно отсутствует, мы, бывает, продаем его как обычное. А покупатель на наш органический сертификат в таком случае, конечно, не обращает внимания. Он дальше продает это зерно или делает из него муку, которая органической уже не называется. Ведь для того, чтобы сделать эту этикетку, ему самому надо получить сертификат. У нас в последнее время один вопрос – как выжить", – рассказывает Игорь Пляко.

При этом аграрий уверен, что массовый переход на "зеленые" технологии позволит сделать рынок зерна более устойчивым:

"У нас зерна производится больше, чем необходимо для внутреннего потребления. Мы убедились, что санкции, какие-то шаги нашего правительства по повышению таможенной пошлины приводят к перепроизводству, низкой цене и рентабельности. Если мы сегодня не способны переработать это зерно самостоятельно и все надеемся на экспорт, я думаю, это ошибочное направление. Поэтому сейчас самое время задуматься об органическом производстве: если мы перейдем на органику, я думаю, процентов 30-40 в объемах производства зерна мы сократим. В первую очередь надо себе хорошее зерно оставлять".

Как отмечает ученый АГАУ и руководитель Центра компетенций развития органической продукции в крае Ольга Черепанова, пока на всю страну насчитывается не больше 300 органических производителей.

"Аграрии проявляют к этому интерес. Они сами как производители говорят: "Да мы уже не хотим этой химии. Но что нам делать?". У нас нет еще сформированного рынка органической продукции. Есть переработчики, которым нужно органическое сырье, но его на рынке мало, логистика сложная. Почему и должно стать больше таких хозяйств – тогда и будут выстраиваться логистические связи. Будущее за этим рынком есть. Есть примеры соседних стран. Возьмем Китай: там уже 18 тыс. производителей органической продукции. Их рынок лет на 20 раньше нашего сформировался", – добавляет эксперт.

Не мешать природе

Урожайность культур, возделываемых органическим способом, обычно ниже тех, что выращивают с применением интенсивных технологий. Но при соблюдении рекомендаций вполне реально добиться двузначных цифр: по словам Пляко, озимая пшеница в его хозяйстве может дать от 25 до 38 ц/га, яровая – от 23 до 35, гречиха – от 10 до 15 ц/га.

Для сравнения, в 2024 году самая высокая урожайность в целом по зерновым и зернобобовым в регионе достигла отметки 47,9 ц/га – в Смоленском районе. Но при этом среднее значение по краю – 20,6 ц/га.

Однако риски потери урожая у "органиков", очевидно, выше из-за множества ограничений: фермеры могут полагаться только на строгое соблюдение севооборота, механическую обработку полей и небольшой список разрешенных препаратов, которые, по словам аграриев, обычно стоят дороже традиционных. Иными словами – использовать природный потенциал почвы.

"Есть разрешенные минеральные удобрения для использования в органическом земледелии, но они должны быть натурального происхождения: можно применять биологические препараты на основе грибов, бактерий, растительных экстрактов. Но это тоже должно быть обосновано – например, низким урожаем, истощением запасов питательных веществ. Ни в коем случае нельзя использовать ГМО, запрещено иронизирующее излучение. Другие органические удобрения: солома, сидераты – приемлемы и широко используются. То есть речь идет о полном отказе от химических пестицидов и синтетических минеральных удобрений", – поясняет Ольга Черепанова.

ГОСТы и регламенты не допускают применять "химию" даже как "необходимое зло", если посевы вдруг атакуют болезни или вредители:

"Рука на пульсе должна быть у аграриев – это же все не внезапно появляется. Россельхозцентр прогнозирует распространение болезней и насекомых. И профилактирующие приемы здесь вполне приемлемы – например, чуть более поздний посев позволит уйти от блошек. Но стоит сказать, что в органических полях, где нет химических обработок, очень интенсивно развиваются энтомофаги – природные враги насекомых. И наступает своего рода экологический баланс. Но если вы увидели уже взрослую гусеницу, которая собирается окукливаться – тут уже ни химия не поможет, ни биопрепараты", – предостерегает Ольга Черепанова.

Кстати, ученый развенчивает миф о том, что "наши бабушки питались органической едой": агрохимию, по ее словам, активно использовали и в прошлом, и в позапрошлом веке – достаточно вспомнить знаменитый дуст, ныне запрещенный во многих странах.

"Зеленый" билет

Трудозатраты на сертификацию тоже достаточно высоки: по словам Ольги Черепаной, начинать органический агробизнес лучше на залежных землях. Если поля уже обрабатывались с применением агрохимикатов, нужно выждать минимум два сезона прежде, чем перейти на "чистое" земледелие.

Органов, уполномоченных выдавать специальные сертификаты, на всю Россию всего восемь, продолжает специалист: ближайший к нам находится в Томске.

При этом "зеленый" статус присваивается не пожизненно: проверки выезжают на производство каждый год, а раз в три года предпринимателю нужно пройти полную пересертификацию.

"Эксперт смотрит абсолютно все: он куда угодно может зайти, попросить любые документы, заговорить с любым рабочим, чтобы понять, насколько слова не расходятся с делом – производство должно быть абсолютно прозрачным. Например, выезжая на поля, он оценивает буферную зону – насколько участок защищен от соседей, есть ли вообще интенсивные технологии рядом. По ГОСТу это расстояние не регламентировано, но, как правило, между открытыми полями, когда нет лесополос, оврагов, ручьев, должно быть примерно 200 метров. Также эксперт отбирает образцы почвы, которые проверяются на остаточное количество пестицидов и загрязняющих веществ. И обязательно отбирается на пробу урожай или готовый продукт", – объясняет специалист.

Среди предприятий пищепрома звание органических производителей сегодня подтвердили уже упомянутые завод фермера Игоря Пляко – "Курай Агро плюс" – а также "Иткуль". Правда, на спиртзаводе соответствующую этикетку имеют только четыре бренда водки, или не более 5-6% всей разливаемой продукции, уточняет директор Ольга Клюкина.

Кстати, когда предприятие только начинало эту историю в 2020 году, руководство рассматривало идею организовать полный цикл и выращивать органическое зерно самостоятельно. Однако от этих планов пришлось отказаться из-за технологических сложностей и дефицита кадров.

"Мы здесь гости, а не хозяева"

Сильнее всего, по словам собеседников "Толка", по рентабельности производства бьет низкий спрос на такую продукцию – несмотря на растущий интерес к теме ЗОЖ и разумного потребления. Органические продукты в среднем стоят в 1,5-2 раза дороже обычных.

"Доля продукции органической категории растет. Но, к сожалению, остается все еще очень-очень маленькой и со стороны производителя требует больших инвестиций в обучение потребителя – читать состав, переходить по QR-коду, изучать сайт Минсельхоза, разбираться, что это не просто красивые слова. Интерес у потребителей есть, но как подтверждают наши внутренние исследования, не каждый понимает, что такое органика. Для многих это остается маркетинговым ходом. Хотя Минсельхоз внедрил ГОСТ, который защищает от манипуляций", – отмечают специалисты "Иткульского спиртзавода".

Ольга Черепанова дополняет, что в сентябре ожидается вступление в силу поправки, которая уравняет термины "эко", "био" и "органик", и это должно стать еще одной мерой против недобросовестных маркетологов. Параллельно, по словам эксперта, власти начинают наводить порядок на рынке косметики, изготовители которой тоже любят "козырять" такими приставками, не имея соответствующих документов.

Что касается вкусовых качеств органических продуктов, то многое зависит от субъективных ощущений и способа приготовления, но собеседники "Толка" уверены: органика заметно выигрывает по сравнению с "пестицидной" пищей.

Но главным преимуществом продуктов "без химии" производители, конечно, называют пользу. При этом, убежден Игорь Пляко, полноценных медицинских исследований, как и активной пропаганды такого питания, сегодня явно недостаточно. Фермер поделился, что собирается проспонсировать одну из экспертиз и даже нашел хозяйство, готовое предоставить образцы сырья для сравнительного анализа.

Несмотря на все экономические проблемы, для сторонников органической системы хозяйствования это больше, чем просто агробизнес.

"Мы на этой земле не хозяева, а гости. То, что создано богом, является совершенством. Если мы думаем, что 20 литров молока от коровы – это какой-то недостаток, который надо исправлять, и доить 60, то это надругательство над творцом. И с таким подходом мы рано или поздно столкнемся с серьезной проблемой. Если у нас примут законы и будут хотя бы наших детей кормить органической продукцией, увеличится спрос на нее, а дети будут здоровые. Небольшое государство Дания пошло по этому пути, и удорожание на 1 евро социального питания детей там приводит к экономии 18 евро в виде сокращения затрат на лечение! Почему бы этот положительный пример не перенять нашей стране?", – рассуждает Игорь Пляко.

"Я считаю, что все должны стать органическими производителями. Но сможем ли мы это сделать? Конечно, нет. Но при этом каждый должен задуматься: а сколько мне нужно для того, чтобы жить? Как бы это ни звучало громко, мы должны заботиться о том, какую планету оставим нашим потомкам", – резюмирует Ольга Черепанова.

Портал "Агроинвестор" со ссылкой на данные Россельхознадзора сообщил, что в 2024 году в каждом девятом образце сельхозпродукции в России были было обнаружено превышение остаточных пестицидов.

Читать в полной версии ➔