Толк новости
Сельское хозяйство |

Цена не поспевает: бахчеводы Алтая рассказали, почему им сложно выращивать арбузы

Арбузы на юге Алтайского края созрели раньше обычного, но цена на них, по словам бахчеводов, пока не "греет": у хозяйств растут издержки на семена, горючее и рабочих-мигрантов
Читать в полной версии ➔

В Алтайском крае на месяц раньше обычного поспели арбузы: впечатления об урожае у бахчеводов пока смешанные, так как часть посевов "побило" дождями и градом. Снижается и рентабельность производства: по словам фермеров, весомая часть расходов уходит на вынужденный наем на работу приезжих из Узбекистана. Помимо этого, алтайские арбузы на рынках и в сетях активно теснят казахские, выросшие в более тепличных условиях.

Ранний сбор

На бахчеводстве в Алтайском крае традиционно специализируются степные районы: арбузы на продажу выращивают как личные подсобные хозяйства, так и КФХ и индивидуальные предприниматели.

Полосатая ягода в этом сезоне поспела на месяц раньше обычного: многие производители для ускорения роста сейчас применяют технологию так называемых мини-туннелей на основе пленки. При этом отзывы об урожае неоднозначные: в Кулундинском районе, например, посевы побило градом.

"Погода с каждым годом хуже и хуже: в этом году ветра, град, мороз – все бахчеводы за голову хватаются. Для ягоды это стресс – сразу появляются грибковые заболевания. Урожай будет низким: я рассчитывал с гектара собрать тонн 40-50. А в итоге получится не больше 15. Дыня практически вся пропала", – рассказывает владелец ЛПХ Петр Варнавский.

На избыточные дожди пожаловались и другие аграрии.

"Дожди периодически идут раз в неделю, и это не очень хорошо: когда стоит непогода, люди меньше едят арбузы", – говорит предприниматель из Рубцовского района Александр Эмм.

"Урожай хороший, погода балует – арбуз набирает и спелость, и сладость. Стабильно у нас урожай где-то 45 тонн с гектара", – делится противоположным впечатлением глава КФХ из Угловского района Вираника Ким.

Семена голландские, работники – узбекские

Урожай алтайских арбузов поставляют на рынки и в известные торговые сети: килограмм в рознице стоит от 40 рублей. При этом закупочные цены, которые устанавливают перекупщики, все меньше устраивают фермеров.

"Ценник ниже, чем в прошлом году. Если тогда мы начинали сезон с 12 рублей/кг, то сейчас с 10 – это, считай, почти себестоимость. При этом все подорожало в разы – и солярка, и семена, и расходы на полив вслед за электричеством. Каждый год сажаем в надежде, что будет цена. Но вот в прошлом году, например, в августе я за 3 рубля отдала. Представьте: 20 лет тому назад было 3 рубля и сейчас. Но сегодня мы за такую цену собирать не будем – грузчики дороже выйдут", – объясняет Вираника Ким.

Владельцу кулундинского ЛПХ повезло больше – по словам Петра Варнавского, ему удалось сбыть оптовикам первые плоды по 30 рублей/кг. Другие собеседники "Толка" также говорят о работе на грани рентабельности.

"В прошлом году начинали с 15 рублей, потом дожди были, и цена до 5 рублей упала. Два года арбуз в "минус" работает. Себестоимость дорогая – первый арбуз должен стоить хотя бы рублей 15. На "средний" по срокам арбуз расходов уже меньше – за него надо давать в районе 10 рублей. В прошлом году, например, 500 тонн на поле осталось – из-за дождей не могли грузить. А когда уже надо было грузить, он переспел и по требованиям не прошел в супермаркеты", – продолжает Александр Эмм.

У торговых сетей есть требования не только к вкусовым качествам, но и к "калибру": в этом году, отмечает Вираника Ким, сети предпочитают брать "средние" ягоды весом 7-8 кг – более мелкие или крупные не особо котируются.

Форма тоже имеет значение, поэтому бахчеводы работают с импортными гибридными сортами и обновляют семена каждый год.

"Если самим взять семена из арбуза и посадить на следующий год – будет уже не то. Арбузы могут быть уже другой формы – один круглый, другой длинный, третий еще какой-то. А закупщики обращают на это внимание. Семена стоят около 9-10 тыс. рублей за тысячу штук. А на гектар нужно 8 тысяч семян", – отмечает предприниматель из Угловского района Владимир Шин.

"Сажаем голландские, корейские, китайские сорта – они к нашим погодным условиям более адаптированы и урожая больше дают. И по вкусовым качествам получше получается арбуз. Наши сорта сети не принимают", – добавляет Александр Эмм.

На растущие издержки, по словам фермеров, сильно влияет и кадровый дефицит в сельском хозяйстве, из-за которого приходится нанимать специалистов из Узбекистана: работодатели оплачивают трудовой патент, тестирования по русскому языку и медицинские осмотры.

"Мы находимся в Угловском районе, поселок Мирный. Представьте, мы отсюда везем их в Барнаул. Сначала чтобы записаться на экзамен. Кто-то сдает, кто-то нет. Кто сдал – приезжает еще раз за сертификатом. Потом ты едешь подавать документы на патент, потом надо поехать забрать этот патент, как будто Барнаул у нас здесь, за углом. Анализы дорожают, как на дрожжах: сдать мочу стоило 600 рублей, сейчас – 2,4 тыс. Кровь – 3,6 тыс. рублей", – поясняет Вираника Ким.

Помимо этого, алтайским бахчеводам приходится конкурировать с казахскими производителями, которые обходятся собственной рабочей силой и имеют больше преимуществ в урожае в силу климатических условий.

В остальном степные хозяйства поддерживают свою экономику возделыванием других бахчевых культур и овощей – редиса, моркови, томатов, перцев, баклажанов.

Читать в полной версии ➔