Толк новости
Сельское хозяйство |

В Алтайском крае не срабатывает закон о пчеловодстве и вновь гибнут пчелы

Очередной случай массовой гибели пчел произошел на пасеке в Локтевском районе Алтайского края. И это не единичный случай за лето 2021 года
Читать в полной версии ➔

О массовой гибели пчел в Локтевском районе якобы из-за химикатов, которыми аграрий протравил поля, на днях стало известно из публикаций в СМИ. В причинах должна разобраться специальная межведомственная комиссия во главе с Россельхознадзором. "Толк" попытался выяснить, почему, несмотря на принятый закон о пчеловодстве, согласно которому аграрии должны оповещать о предстоящей обработке сельхозкультур, все еще происходят подобные случаи.

Пчелы гибнут вне закона

В июле 2021 года вступили в силу поправки в закон о пчеловодстве, согласно которым аграрии Алтайского края должны оповещать пчеловодов о сроках и способах обработки полей пестицидами и агрохимикатами. В конце этого же месяца пасечник Михаил Ушков из Локтевского района сообщил о массовой гибели пчел вблизи села Устьянка. Он считает, что это случилось после того, как местное сельхозпредприятие протравило рапс от вредителей. Пасечник считает, что пострадало порядка 250–300 семей.

Это не единичный случай массовой гибели пчел в Алтайском крае этим летом. Подобное происходило в Целинном и Смоленском районах. Тогда, как рассказал "Толку" председатель Союза пчеловодов Алтайского края Сергей Тастан, вопрос удалось урегулировать в досудебном порядке, заключив мировое соглашение. Аграрии, с его слов, в полной степени выплатили компенсацию пострадавшим пчеловодам, чтобы избежать разбирательств в суде.

Тастан добавил, что большинство аграриев все же заинтересованы в соблюдении правил оповещения пчеловодов и сохранении пасек на своих полях. И дело не только в санкциях, предусмотренных за нарушение закона, но и в том, что пчелы способствуют опылению сельхозкультур и повышению урожайности в разы.

"Да, бывают нарушители, причем злостные. В прошлом году в одном из районов сельхозпроизводитель обработал поля фосфороорганикой – очень токсичным ядом, который нельзя распространять с воздуха. Тогда погибли не только пчелы, но и звери, птицы, пострадали люди.

Однако нужно отметить, что в последние годы аграрии все активнее переходят на биопрепараты, которые позволяют выращивать экологически чистую продукцию и создавать безопасную окружающую среду, в том числе и для пчел ", – отметил председатель регионального Союза пчеловодов.

Цифровизация идет со скрипом

В прошлом году в Алтайском крае заработало мобильное приложение "Реагро Пасека", с помощью которого идет оповещение пчеловодов о предстоящей обработке полей с указанием пестицидов и конкретного места.

"Мир давно ушел в цифровизацию. Создан эффективный инструмент, который позволяет оперативно доносить информацию до пчеловодов о предстоящей обработке полей. Но из шести тысяч наших пасечников к мобильному устройству подключились всего 600. 20 из них указали геолокацию с точным местом размещения пасек", – говорит Тастан.

Сами пасечники отмечают, что цифровые технологии пока с трудом заходят в сферу пчеловодства, да и стабильный интернет есть далеко не везде в сельской местности.

"Пчеловоды в основном это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Не у всех есть смартфоны, чтобы установить приложения. Кому-то в силу возраста уже сложно осваивать современные технологии, проще работать по старинке. Да и интернет-связь доступна не везде", – считает пчеловод из Краснощековского района Александр Беляев.

Нужно договариваться

Его коллега Михаил Жидких из Завьяловского района уверен, что пчеловодам, прежде чем установить пасеку, необходимо договариваться об этом с руководством и агрономами сельхозпредприятия, которые работают на конкретном поле.

"Основной период ульи у меня стоят в Романовском районе. Я не могу заехать на поля сельхозпредприятия, не получив согласия агронома, который укажет мне место, где можно разместить пасеку. Если запланирована обработка полей, меня всегда оповещают заранее и помогают переехать в другое место. Проблем в этом плане нет", – рассказал Михаил Жидких.

Он считает, что нередки случаи, когда пчеловоды самовольно заезжают на поля, не предупредив об этом аграриев. Вспоминает, что подобный случай был и на его землях, расположенных в Завьяловском районе.

"Смотрю, мужчина ульи на моей пашне устанавливает. Интересуюсь, взял ли он согласие? Отвечает, мол, осень скоро, поди, обрабатывать не будет. Вот так бывает, действуют на авось, а потом бегут в ночь, если успевают", – вспоминает завьяловский пчеловод.

Сергей Тастан добавляет, что зачастую нежелание договариваться приводит к непониманию и конфликтным ситуациям.

"Помню, звонит мне пчеловод, жалуется, что руководитель сельхозпредприятия гонит его с полей, где стоит пасека, чтобы провести химобработку. А он оперативно съехать не может, нужно собраться. Спрашиваю, а ты с ним разговаривал, просил подождать?

В ответ: "А что толку, он меня слушать не будет". Пришлось выступить в роли медиатора. В итоге обработку на сутки перенесли, несмотря на то, что опрыскиватели были уже наготове. Чтобы ускорить процесс, фермер помог перевести пасеку. Вопрос был решен", – вспоминает руководитель пчеловодческого союза.

Еще одна актуальная проблема, с его слов, пчеловоды-нелегалы. О их существовании порой не знают ни местные органы власти, ни сельхозпроизводители. "Как аграрии должны их оповещать, если они не знают об их существовании?" – разводит руками Тастан.

Читать в полной версии ➔