В День памятников "Толк" прогулялся с историком по знаковым местам Барнаула
Историю Барнаула можно было изучать по Крестовоздвиженскому кладбищу, где теперь расположен парк "Изумрудный", и Нагорному парку, на котором после обновления осталось несколько плит.
Единственная могила, оставшаяся в Нагорном парке, Николая Ядринцева, ученого, путешественника, который приехал в Барнаул работать в статистическом комитете и вскоре умер в 1894 году. Надгробие изготовили на Колыванском заводе. Бюст, изначально бронзовый, демонтировали в 1936 году. Следующий бюст своровали на цветмет. Этот – уже четвертый, бетонный. Памятник федерального значения.
Рядом с Ядринцевым – памятник основателя общества попечения о начальном образовании Василия Штильке. По подсчетам краеведа, в Барнауле около сотни различных памятников и скульптур. За частью из них никто не обязан следить.
"Бюст Дзержинского стоял у ГУВД, за ним следило ГУВД. Сейчас он стоит перед Управлением ФСБ, за ним следит Управление ФСБ. Но, насколько я понимаю, юридически за него никто не несет ответственность. Вопрос сохранения скульптур как произведений искусства как был проблемным в XX веке, так и остается проблемой в XXI веке", – отмечает историк, краевед Данил Дегтярев.
С другой стороны, в Барнауле нет памятных знаков тех, кто внес вклад в развитие современного города, поясняет Дегтярев. Так из политических деятелей он бы выделил Анатолия Мельникова, председателя исполкома в 1970-х – времени максимального расцвета Барнаула.
"Золотухину бюст можно было поставить перед Молодежным театром Алтая. У нас есть пантеон великих земляков, которые считаются символами Алтайского края, но далеко не всем есть в Барнауле памятники. Титову есть, Шукшину есть. А вот Калашникову и Евдокимову нет", – рассказывает Данил Дегтярев.
Историк задается вопросом, где тот срок, после которого человеку можно ставить памятник? И чаще всего начинают с махровой истории. По информации Дегтярева, началось восстановление памятника Огюста Минье – французского археолога, исследовавшего Алтай в середине XIX века и похороненного в Нагорном парке. По мнению историка, это должна быть первая ласточка воссоздания изначального облика парка.