Экспортные компании Алтайского края активно перестраиваются на азиатский рынок
Ориентир – на Азию, говорит директор одной из успешных в плане экспорта алтайских компаний по машиностроению. Здесь разрабатывают и производят фотосепарационное оборудование, поставляемое в 30 стран, в том числе, Европу и Америку. Но сейчас ставки на восток. Под нового клиента трансформируют и сам продукт.
"К примеру, в Германии была важная история о взаимосвязи оборудования с другими элементами, машинами. На азиатском направлении это менее важно. Здесь более важна сервисная составляющая. Тот цифровой сервис, который у нас есть, должен взлететь", – отметил исполнительный директор машиностроительной компании Виталий Савинков.
Азиатское направление свободно от санкций – тем и привлекает. И хотя в компании Виталия Савинкова продолжают сотрудничество с давними партнерами из Европы, признают, что выходить туда стало сложно.
Перспективнее смотреть на восток, например, Казахстан, который становится экономическим хабом. Страна предложила релоцировать бизнес к себе 401 иностранной компании, в основном, из США, Японии, Германии, Швейцарии. Войти в этот рынок сейчас – значит составлять конкуренцию мировым игрокам.
"В некоторых сетях, магазинах продукты из России составляют 30-40% всего объема на полках. Интерес к продукции транспортного машиностроения, оборудования, продукции химической отрасли", – рассказал торговый представитель России в Казахстане Антон Логинов.
У наших стран единое экономическое пространство, что облегчает поставки и делает это направление приоритетным. По традиции, Алтайский край экспортирует сырье и продукты переработки аграрного сектора. Однако сейчас наращивает объемы и промсектор – машино– и оборудостроение. И интересует это не только крупные компании.
По данным центра "Мой бизнес", который занимается поддержкой среднего и малого предпринимательства, в 2022 году к ним обратилось 734 компании с вопросом выхода за рубеж, с начала 2023 – 433. Спрашивают и о Китае. Прежде на него смотрели как на неприступную стену. Специфика остается и сейчас, поэтому эксперты рекомендуют сузить масштаб.
"Зачем вам лезть полностью на весь китайский рынок. Несколько миллиардов вы не охватите. Давайте постараемся найти взаимоотношения между провинциями и отработать их запросы. Здесь вы получите двойной приоритет в работе, поддержку от центральных областей Китая и провинциальных", – подчеркнул гендиректор Евразийского Бизнес Альянса Сергей Соловьев.
В Поднебесной ценят алтайские продукты за их экологическую чистоту. Промсектору сложнее. Нужно, чтобы оборудование было уникальным и современным.
В аграрной сфере покупают все, но продажа продукта переработки будет выгоднее. В таком случае специалисты рекомендуют поставлять не сою, а соевый шрот – пищевую добавку. Или открыть в Китае завод по переработке.
Эксперты рекомендуют выходить на торгово-промышленную палату Китая, где иностранцам рассказывают, какие документы и лицензии нужно подготовить, и даже предоставляют список потенциальных партнеров.
А еще важно интересоваться искусством. Это объясняет, почему бизнес Поднебесной очень любит оригинальность и самобытность.
"Это мощнейший магнит притяжения бизнес-структур. Это как клуб, где собираются не только любители искусства, но и люди с разными интересами. Это позволяет задействовать тонкие моменты человеческой личности. Может быть очень жесткий бизнесмен, но у него есть слабость – картины. Когда он покупает картину, он совсем по-другому раскрывается в плане бизнеса", – поделился Сергей Соловьев.
Все чаще предприниматели смотрят и в сторону Индии. Там, по словам экспертов, ценят продукт для среднего сегмента.
Впрочем, специалисты подчеркивают, не важно, куда вы зайдете. В любом случае, экспорт заставляет компанию развиваться.
"Мы знаем, какие требования предъявляют те или иные территории. От этого наше оборудование для них становится лучше. Для России это тоже важно. Эта информационная и технологическая история воплощается в оборудование, которое идет на территорию России", – заметил Виталий Савинков.
Эксперты добавляют, азиатские партнеры отличаются непредсказуемостью. На переговорах, в момент заключения контрактов могут задать совершенно неожиданной вопрос. Но в этом есть даже определенный шарм.