Толк новости
Телеканал |

Потеряевка: как община алтайских старообрядцев возродила затерянную деревню

Деревня Потерявка основана в 1818 году – в советское время здесь был большой совхоз, проживало 500 человек - в 1970-е годы деревня исчезла с географической карты
Читать в полной версии ➔

Полвека назад старообрядческая деревня Потеряевка исчезла с лица Земли, а спустя какое – то время воскресла.

Это затерянная среди бескрайних полей алтайская деревня, точнее настоящая старообрядческая община, где женщины ходят в платках и длинных юбках, а мужчины – с бородой и с колоритными рубахами навыпуск. Ее население составляет чуть больше 20 человек, живут на одной единственной улице – имени Марии Лапкиной, мамы основателей села. 

"Почему именно она удосужилась такой чести? Потому что она мама основателей. Бабушка, которая была здесь. Она упокоилась в 98 году. То есть она присутствовала при возрождении, вносила свою лепту, то есть это тот человек, с которого всё началось",  – говорит житель Потеряевки, внук Марии Лапкиной  Алексей Устинов.

Потерявка основана в 1818 году – в советское время здесь был большой совхоз, проживало 500 человек. В 1970-е годы деревня исчезла с географической карты, с закрытием школы уехали и последние жители.

И только спустя два десятка лет на свою малую родину вернулись дети Марии Лапкиной –  братья Иоким и Игнатий. Приехали, поставили палатку и начали строиться –  с божьей помощью.

Самый первый дом они построили в чистом поле в 1991 году. Тогда строительных материалов никаких не было. Братья Лапкины брали глину из озера и вручную лепили кирпичи.

"Мы до 31 августа делали кирпичи. Всё лето делали. Начали делать стены, первый дом, и 14 октября уже затопили печь", – говорит Иоким Лапкин, священник, сын Марии Лапкиной.

Купили корову, кур, обзавелись хозяйством, но на этом не остановились. Братья Лапкины пошли к местным властям просить, чтобы Потерявке вернули статус поселка, но получили отказ, ведь это дополнительное финансирование. 

"В Москву поехал. Там был у нас в то время знакомый депутат – священник Глеб Якунин… Он выписал пропуск в думу и провел меня, в сапогах по коврам походил, и после этого мнение депутатов изменилось…Мы получаем документ за подписью Сурикова "восстановить Потерявку"", – вспоминает Иоким Лапкин.

В селе провели коммуникации, сюда прислали учителей, и на этом поддержка властей закончилась. Зимой потеряевцы отрезаны от мира: снегоуборщик до поселка не доезжает, дороги не чистят. Люди заблокированы – но об этом не переживают, ведь они вернулись к своим корням. 

"Мы десять лет прожили в Киргизии. Я всегда тосковала по родине неимоверно.  Говорю: " Володя, отвези меня в Сибирь, купи дом и брось – вот я так тосковала по березам", – рассказывает дочь Марии Лапкиной Валентина Устинова.

Сегодня местные живут по закону божьему и уставу, который, к слову, официально закреплен в министерстве юстиции Алтайского края. Там 40 правил, среди них – не воровать, не пить, не ругаться матом, не курить. 

  

 

Читать в полной версии ➔