Деревня Потерявка основана в 1818 году – в советское время здесь был большой совхоз, проживало 500 человек - в 1970-е годы деревня исчезла с географической карты
Полвека назад старообрядческая деревня Потеряевка исчезла с лица Земли, а спустя какое – то время воскресла.
Это затерянная среди бескрайних полей алтайская деревня, точнее настоящая старообрядческая община, где женщины ходят в платках и длинных юбках, а мужчины – с бородой и с колоритными рубахами навыпуск. Ее население составляет чуть больше 20 человек, живут на одной единственной улице – имени Марии Лапкиной, мамы основателей села.
"Почему именно она удосужилась такой чести? Потому что она мама основателей. Бабушка, которая была здесь. Она упокоилась в 98 году. То есть она присутствовала при возрождении, вносила свою лепту, то есть это тот человек, с которого всё началось", – говорит житель Потеряевки, внук Марии Лапкиной Алексей Устинов.
Потерявка основана в 1818 году – в советское время здесь был большой совхоз, проживало 500 человек. В 1970-е годы деревня исчезла с географической карты, с закрытием школы уехали и последние жители.
И только спустя два десятка лет на свою малую родину вернулись дети Марии Лапкиной – братья Иоким и Игнатий. Приехали, поставили палатку и начали строиться – с божьей помощью.
Самый первый дом они построили в чистом поле в 1991 году. Тогда строительных материалов никаких не было. Братья Лапкины брали глину из озера и вручную лепили кирпичи.
"Мы до 31 августа делали кирпичи. Всё лето делали. Начали делать стены, первый дом, и 14 октября уже затопили печь", – говорит Иоким Лапкин, священник, сын Марии Лапкиной.
Купили корову, кур, обзавелись хозяйством, но на этом не остановились. Братья Лапкины пошли к местным властям просить, чтобы Потерявке вернули статус поселка, но получили отказ, ведь это дополнительное финансирование.
"В Москву поехал. Там был у нас в то время знакомый депутат – священник Глеб Якунин… Он выписал пропуск в думу и провел меня, в сапогах по коврам походил, и после этого мнение депутатов изменилось…Мы получаем документ за подписью Сурикова "восстановить Потерявку"", – вспоминает Иоким Лапкин.
В селе провели коммуникации, сюда прислали учителей, и на этом поддержка властей закончилась. Зимой потеряевцы отрезаны от мира: снегоуборщик до поселка не доезжает, дороги не чистят. Люди заблокированы – но об этом не переживают, ведь они вернулись к своим корням.
"Мы десять лет прожили в Киргизии. Я всегда тосковала по родине неимоверно. Говорю: " Володя, отвези меня в Сибирь, купи дом и брось – вот я так тосковала по березам", – рассказывает дочь Марии Лапкиной Валентина Устинова.
Сегодня местные живут по закону божьему и уставу, который, к слову, официально закреплен в министерстве юстиции Алтайского края. Там 40 правил, среди них – не воровать, не пить, не ругаться матом, не курить.
Ложь и не правда, ни какой старообрядческой общины там нет. Есть община православной церкви и она ее основала. Просто есть несколько старообрядцев которые живут в этой деревне. Не вводите людей в заблуждение.