Эксперт обьяснил рост цен на продукты в Алтайском крае
Цены на продукты в России и на Алтае выросли значительно. О том, в чем причины столь резкого подъёма, кому это выгодно, а также о мерах, которые необходимо принять для снижения инфляции в рыночной экономике, каналу "Толк" рассказал председатель Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц.
"В частности, в строительстве замечаем просто колоссальный рост цены на металл. Очень серьёзно растёт стоимость энергоресурсов, в частности угля, строительных материалов. Продукты питания – ну, я бы сказал есть сезонный рост, и есть связанный с конъектурой на внешних рынках", – говорит он.
Оценивая причины этого роста, Фриц отметил, что это "многофакторная история".
"С одной стороны, можно было бы ограничиться одним словом – мы же живём в рыночной ситуации. Но во многом, на мой взгляд, рост цен носит, в том числе, и искусственный характер", – пояснил спикер.
Он добавил, что государство "в общем-то ушло из сферы регулирования цен на продукты", при этом некоторые его институты и механизмы даже подгоняют и стимулируют увеличение цен – в частности, увеличение налоговой нагрузки.
"Увеличение пошлин, акцизов, рост цен на системообразующие процессы, например, коммунальное хозяйство, энерготарифы, газ, – это всё вопросы, которые в первую очередь регулируются государством. И, естественно, рост в этих сферах напрямую начинает "разгонять" инфляционные процессы в нашей стране. Покупатель видит это на ценниках в магазинах", – прокомментировал Франк.
Эксперт отметил, что для выправления ситуации "должен существенно поменяться подход государства к регулированию этих вопросов", а один из важных мотивов, которые разгоняют инфляцию – отсутствие конкуренции.
"С одной стороны, у нас много товаров, которые сосредоточены в руках монополистов. В частности, вся энергетика. Становится все более монополизированным рынок продуктов питания – появляются крупные сельхозпроизводители, агрохолдинги, которые уже начинают, и достаточно успешно, лоббируя свои интересы, диктовать цены на рынке. Давайте не будем забывать роль торговых сетей в этом вопросе. По некоторым видам товара наценка в торговых сетях достигает 100%, мы об этом знаем. То есть, мы, вытесняя малый и средний бизнес, в конечном звене ценообразования убираем нормальную, здоровую конкуренцию", – рассказал Фриц.
По его словам, одна из инициатив Алтайского союза предпринимателей – ограничить планкой в 50% присутствие торговых сетей в муниципальном образовании.