Рынок не выстоит: эксперты отрасли сказали, что может погубить турбизнес Алтая
Летний сезон на Алтае, несмотря ни на что, оказался удачным. Однако не настолько, чтобы турбизнес смог накопить финансовую подушку, которая позволит спокойно пережить вторую волну коронавируса. Если в стране опять введут жесткие меры, как это было в апреле, то "погибнет" большинство игроков, говорят эксперты. Сейчас главное – пережить зиму – она пугает их больше всего.
Короткое лето 2020Летних месяцев работы хватило на то, чтобы заработать денег на текущие расходы и погасить долги, которые сформировались весной 2020-го. Но заработать столько средств, чтобы пережить зиму, если опять закроют все границы, не получилось, говорит президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Александра Томашевич.
"Потому что, во-первых, сезон был слишком коротким. Во-вторых, люди напуганы пандемией, и какого-то сверхпотока на Алтай, который бы помог заработать денег на зиму, не было", – говорит Томашевич.
С коллегой согласна руководитель туристической компании "Алтайтурист" Наталья Гордеева. По словам эксперта, подушку безопасности, которая была у компании, "съели" еще до того, как начался активный сезон.
"Июль, август и сентябрь прошли неплохо, при максимальной загрузке, которая была возможна. Но мая и июня нам немного не хватило. Надеемся, что период кешбэка за туры по России ситуацию еще несколько исправит", – говорит Наталья Гордеева.
Несмотря на то, что внимание к Алтаю в этом сезоне из-за пандемии было повышенное, не все турфирмы ощутили на себе прилив туристов, говорит директор турфирмы "Плот" Александр Смирнов. Потому что большая часть гостей – это самостоятельные путешественники, которые напрямую бронируют туристические комплексы.
"Этот сезон, безусловно, хуже предыдущего. Мы специализируемся на работе с иностранными туристами, и, поскольку границы закрыты, то из-за рубежа туристы к нам не приезжали. Финансовые потери были ощутимыми", – рассказывает эксперт.
При этом Смирнов отметил: состоялись все туры, которые были запланированы. Туристы приезжают на Алтай и сегодня, хотя обычно октябрь – это мертвый сезон для Горного.
"Сезон сдвинулся. Сейчас еще есть индивидуальные заказы, путешествия по Алтаю продолжаются. В целом ситуация пока не критичная", – говорит Александр Смирнов.
Зима близкоСейчас рынок пугает зимний сезон. Он всегда непредсказуемый и менее прибыльный, чем лето. Эксперты единогласны: если закроют границы внутри страны, как это было весной, то это может похоронить отрасль.
"В этом случае рынок до весны не выстоит. Надо понимать, что региональный внутренний рынок зимой – это не то же самое, что внутренний рынок летом. Потоки отличаются в десятки раз. И в случае закрытия границ выживут те, у кого минимальное количество расходов", – говорит Александра Томашевич.
Сегодня статистика заболевания выше, чем в апреле, когда людям запретили не то что путешествовать, а даже работать. Тогда отрасль спасла поддержка государства.
"Если власти опять введут жесткий карантин, а поддержки от государства работникам турсферы не будет, то тогда многие не переживут это время. Однако мы видим, что статистика заболеваемости коронавирусом растет, но тем не менее власти не принимают самых серьезных мер. Потому что понимают, если экономика рухнет, а туризм не самая малая ее составляющая, то последствия будут катастрофическими, особенно для турагентств и туроператоров", – комментирует ситуацию Смирнов.
К чему готовятсяСейчас эксперты прогнозируют три возможных варианта развития событий.
Первый вариант: все остается так, как есть. Открыта для посещения Турция, которая в холодный сезон может стать уверенной альтернативой для пляжных направлений. Также есть предложения на внутреннем рынке. Зимой пользуются спросом горнолыжные курорты в Сочи, Шерегеше и на Алтае. При таких условиях зиму туристический бизнес переживет.
Второй вариант: останется только внутренний рынок. Этот вариант даст дожить до зимы большей части игроков туристического рынка.
"Если говорить про отдых в России, то здесь все будет зависеть от эпидобстановки в регионах", – резюмирует Наталья Гордеева.
Третий вариант: всех посадят по домам и закроют границы регионов. В этом случае, говорят эксперты, рынок не выстоит.
Спасет ли всех ТурцияТурция в зимнее время популярна у жителей центральной части России, говорит Александра Томашевич. Но для нашего региона это пока не самое очевидное направление.
"В Турции есть горнолыжные курорты, есть отели с закрытыми бассейнами. Турция хорошо переориентировалась под новые требования, которые рекомендует ВОЗ. Поэтому она может стать альтернативой другим направлениям, если ситуация не поменяется", – считает эксперт.
По словам Натальи Гордеевой, сейчас рынок готовится к непростому периоду, и Турция действительно может помочь выездному туризму, но она одна не спасет ситуацию.
"Прямые рейсы в Стамбул не заменят полноценного пляжного направления. Как экскурсионный отдых – да, здорово. Как пляжный отдых, конечно, нет", – констатирует эксперт.
Спрос на Турцию был, да и до сих пор остается, говорит Александр Смирнов. Да, там можно отдыхать круглогодично, но в море в декабре уже купаться некомфортно.
"Тем не менее это будет хороший отдых в отелях высокого уровня, но, конечно, это не Вьетнам и Таиланд, где купальный сезон круглогодичный", – считает Смирнов.
По его мнению, даже если откроются популярные направления, то спрос на них все равно не будет максимальным из-за неудобств, которые могут быть связаны с отдыхом, например, перспектива оказаться в карантине. Есть также риск купить тур и накануне вылета заболеть.
"Боязнь заболеть накануне вылета и потерять при этом и деньги, и сорвать поездку на отдых – это тоже сдерживающий фактор. Особенность этого времени в том, что в стоимость тура туристы просят включать страховку от невыезда. Раньше это была редкая дополнительная опция", – говорит Смирнов.
Напомним, за три летних месяца в Алтайском крае побывали около 640 тысяч туристов, а летом 2019-го регион посетили 1 млн гостей. Предприятия туротрасли края потеряли около 500 млн рублей, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Самые большие потери (более 30%) понесли турбазы, турфирмы потеряли 26,5%, гостиницы – 23,6%.