Поправки в законодательстве дали шанс оплатить утилизационный сбор по льготным ставкам, однако многие автовладельцы узнали об этом слишком поздно
Алтайские автомобилисты вновь обратили внимание на проблему существенного повышения утилизационного сбора на машины, ввезенные в Россию из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Минпромторг РФ установил для автовладельцев переходный период, чтобы они смогли воспользоваться льготными ставками, однако многие об этом узнали задним числом.
О ситуации рассказали Путину
Напомним, еще в прошлом году для борьбы с серым параллельным импортом Минпромторг России скорректировал механизмы уплаты утилизационного сбора за машины, ввозимые в страну физлицами с целью перепродажи. После этого ставки выросли в десятки и даже сотни раз.
Многие из тех, кто купили машины в этот период, столкнулись с непомерными размерами нового утильсбора.
Ранее житель Камня-на-Оби Антон Новиков рассказал "Толку", что для него утильсбор за автомобиль Mazda CX-5, купленный на аукционе в США и ввезенный в Россию через Киргизию, составил 1 млн 270 тысяч рублей.
С подобной проблемой столкнулись тысячи людей по всей стране. Многие из них организовались в инициативные группы, которые в дальнейшем попытались достучаться до законодателей и, в принципе, их попытки увенчались успехом.
В декабре прошлого года лидеры думских фракций встречались с президентом России. Как сообщает "Газета.ru", лидер партии "Новые люди" Алексей Нечаев доложил Путину, что некоторые люди "пострадали в переходный период введения нового утильсбора" при приобретении автомобилей в странах ЕАЭС. В качестве примера он указал, что "на момент покупки сбор был около 5 тыс. рублей, а сейчас он составляет 528 тыс. рублей".
"Закон обратной силы не имеет, поэтому если сама сделка купли-продажи состоялась до введения этого нового утильсбора, то мы, конечно, не должны облагать людей дополнительными [сборами]", – сказал Путин.
Поблажка, которую многие не заметили
После заявления президента на ситуацию отреагировали в Минпромторге России. Для автовладельцев, столкнувшихся с резким и существенным повышением утильсбора установили переходный период.
На льготные ставки по "утилю" – 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за машину старше трех лет вновь смогли рассчитывать те, кто купили авто для собственных нужд до 29 октября 2023 года.
Еще одним важным условием стало оформление свидетельства, удостоверяющего безопасность конструкции автомобиля (СБКТС) до 21 декабря 2023 года, но именно с этой датой и возникла главная закавыка.
В итоге Минпромторг конкретизировал параметры переходного периода для оплаты утильсбора лишь 27 декабря, а сам документ появился на официальном портале опубликования правовой информации 31 декабря.
Кому-то все-таки повезло
Антон Новиков из Камня-на-Оби рассказал "Толку", что он чудесным образом успел оформить СБКТС до 21 декабря прошлого года, но многие этой возможностью не воспользовались, поскольку просто о ней не знали.
Собеседник уточнил, что люди не спешили проходить лабораторию, поскольку понимали, что новый утильсбор для них является неподъемным. У многих машины находились в ремонте.
Новиков обратил внимание на еще один важный нюанс. По его словам, люди, купившие новые автомобили у дилеров из Белоруссии и Казахстана, также не смогут оплатить утильсбор по льготным ставкам:
"Они вместо документа СБКТС, который в России выдается на одну машину, получили документ ОТТС, а их выдают сразу на партию машин. Иными словами эти люди, а их очень много, точно будут платить коммерческий утильсбор".
Житель Белокурихи Юрий Куртуков завозил машину из Кыргызстана. Мужчина рассказал "Толку", что ему удалось получить заветный СБКТС еще 15 ноября. На данном этапе он подал документы в таможенную службу. Устно его заверили, что он сможет оплатить утилизационный сбор по льготной ставке.
Потрясение во второй раз
Всего на неделю опоздал с получением СБКТС барнаулец Андрей Зенин. На американском аукционе он купил Nissan X-Trail, который обошелся ему в 1,7 млн рублей. В Россию машина попала через Армению и Грузию.
По словам мужчины, договор купли-продажи с отсрочкой поставки он заключил 16 сентября и в теории мог бы попасть под новые условия переходного периода, но о поблажке от Минпромторга он узнал, когда уже было поздно.
В данном случае автовладелец прошел лабораторию 28 декабря, и теперь ему, как и осенью прошлого года, необходимо оплатить утильсбор, который составляет без малого 1,3 млн рублей. Помимо этой суммы, с момента ввоза машины в Россию, копится пеня.
"Когда я ездил в Новосибирск проходить лабораторию, увидел там кучу перекупов. Новые машины из Китая они оформляют пачками и над всеми смеются. Коммерческий "утиль" они перекладывают на конечного покупателя", – сказал Зенин.
Едва ли не в новогоднюю ночь о новых поправках, ограниченных датой 21 декабря, узнал другой житель Барнаула Артем Будаев. Он пригнал из Кыргызстана Subaru Outback, но, как и другие товарищи по несчастью, не может воспользоваться приобретенной машиной по причине высокого утильсбора.
Мужчина признался, что сейчас ему и многим таким же, как он обидно вдвойне. Фактически получилось так, что людям предоставили второй шанс заплатить льготный утилизационный сбор, но воспользоваться им так и не дали.