5 млрд и четыре года. Инвестор рассказал, что построит в аэропорту Барнаула

Аэропорт
Аэропорт Фото: pixabay.com

А построить там должны современный терминал. Еще через несколько лет и уже за федеральные деньги – новую взлетно-посадочную полосу

Через четыре года в аэропорту Барнаула появится новый терминал. Его построит холдинг "Новапорт" ориентировочно за 5 млрд рублей и несмотря на экономическую нестабильность в стране в целом и авиаперевозках в частности. Соглашение об этом 14 марта подписали губернатор Алтайского края Виктор Томенко и гендиректор компании Сергей Рудаков.

Рассказываем, что это будет за терминал и как его будут возводить в новых экономических условиях.

Что будут строить?

На территории аэропорта появится новый терминал площадью более 8,5 тыс. кв. м, не менее трех этажей и с пропускной способностью более 1 млн человек. Современный, большой (в сравнении с действующим зданием), по последним технологиям комплекс.

"Вот вы входите в старое здание, а оно глубиной 27 метров. Вас потолкали на досмотре, выбегаете и уже на регистрацию попали, а после регистрации на второй этаж и в "загон". В новом здании будут нормальные условия с кафе, зоной отдыха, посадочной галереей, досмотром, телетрапом. Ничего заумного, но как в других нормальных аэропортах", – пояснил Сергей Рудаков "Толку" во время пресс-подхода.

А после в беседе с корреспондентом издания добавил, что в проект входят также покупка нового оборудования и техники.

"Мы получим современный аэропорт, сделаем его комфортным для сибирских условий, более чем в два раза увеличим мощности по обслуживанию пассажиров", – отметил еще во время подписания соглашения Виктор Томенко.

Когда начнется строительство?

На реализацию проекта компании дается четыре года (ровно 48 месяцев). То есть весь комплекс зданий и сооружений должны сдать в начале 2026 года.

Первые полтора-два года уйдут на проектирование, остальное – строительство. Работы над проектом начнут буквально в ближайшее время.

При этом на время ремонта аэропорт будет продолжать работать.

Аэропорт Барнаула
Аэропорт Барнаула
Фото: Олег Укладов

Сколько это стоит?

А вот вопрос финансов пока открыт. В сегодняшних ценах проект оценили почти в 5 млрд рублей (пару лет назад речь шла о 3 млрд рублей).

В соглашении прописана не сумма, которую компания обязуется вложить в строительство, а площадь и перечень объектов, которые будут "на выходе".

"Написать параметры (площадь, категория комфорта, телетрапы) вокзала более надежно, чем деньги. Чтобы не строить потом из фанеры", – пояснил Сергей Рудаков.

Пассажиропоток барнаульского аэропорта увеличился вдвое за год

Аэропорт Барнаула им. Г.С.Титова находится в управлении АО "Авиапредприятие "Алтай", которое осуществляет аэропортовую деятельность с 1997 года

Года три назад при строительстве терминала 1 кв. м обходился компании в 270 тыс. рублей (с учетом сетей). В последний год "еле укладываются" в 350 тыс. Сейчас Рудаков предполагает, что будет 420-520 тыс. за "квадрат". А потому выйдет, наверное, даже дороже обозначенных "почти 5 млрд рублей".

Губернатор добавил, что, скорее всего, придется брать заемные средства. Прибыль аэропорта тоже будет пока уходить на эти цели. Кстати, "Новапорт" входит в перечень системообразующих предприятий. Тот же статус получит и барнаульский аэропорт, что даст возможность получать кредиты до 10%.

Руководитель "Новапорта" гарантирует: все, о чем договорились компания и власти, будет реализовано в срок и соответствующего качества.

"Настроение нормальное, все подписываем сознательно", – неоднократно подчеркнул Сергей Рудаков.

И еще он заверил, что все руководители аэропорта останутся на месте. "Новапорт" никогда не привозит своих сотрудников.

Аэропорт Барнаула
Аэропорт Барнаула
Фото: airaltay.ru

А кризис не помешает?

Сергей Рудаков уверен, что страна так или иначе найдет выход из сложившейся ситуации. Да, сейчас есть серьезная проблема с работой всей отрасли, прежде всего, из-за отказа бывших зарубежных партнеров поставлять новые самолеты и запчасти к ним.

"Я полагаю, что решение будет найдено. В любом случае, как-то решится. У нас с вами ни Праги, ни Мюнхена итак не было. А было 500 тысяч русских пассажиров, ну пусть немного Турция (…). Не будет Европы (имеет ввиду авиасообщения с ней – Прим.ред.) – так это и не главное для нашего проекта. Мы возили Россию, строим российский терминал", – заявил он.

Кстати, пандемия, которая еще вчера была главной проблемой для экономики, отчасти подготовила "подушку" для нового кризиса. Многие смогли перестроить процесс под условия закрытия границ.

Он напомнил, что в пандемию пассажиропоток сократился вообще на 95% на несколько месяцев. И ничего, отрасль выжила.

"У нас все есть, чтобы начать проектирование, даже учитывая внешние ограничения и обстоятельства. Если ситуация будет меняться, так мы находимся в постоянном взаимодействии. И оперативные решения будем принимать совместно", – добавил Виктор Томенко.

Он же пояснил, что проект можно было бы запустить и ранее. Но в условия прихода коронавируса делать это было "несвоевременно и некорректно".

Был и еще один момент – необходимость согласовать дополнительную эмиссию акций "Авиапредприятия Алтай". Которую в прошлом году "заблокировала" Западно-Сибирская транспортная прокуратура. Но на этот раз такой вариант расширения пакета акций "Новопорта" одобрили все инстанции.

Сейчас холдингу принадлежит 48%, остальные 52% у краевой власти. Но после покупки нового пакета компания получит 75% минус одна акция (то есть контрольный пакет). Край оставляет за собой 25% плюс одна акций, и это блокирующий пакет, который позволит контролировать строительство нового терминала.

"Допэмиссия позволит привлечь около 800 млн рублей. На эти деньги и начнутся работы", – отметил Томенко.

На процедуру оформления уйдет от трех до шести месяцев, сказал в беседе с "Толком" Сергей Рудаков.

А взлетно-посадочную полосу ремонтировать будут?

Ее ремонтируют каждый год. Но через несколько лет должны построить новую. Впрочем, этот объект является федеральной собственностью, а потому и делать его будут за федеральный счет.

"Полоса требует существенных вложений. Этот проект оценивается в 9-10 млрд рублей, но, вероятно, сумма будет увеличиваться", – сказал губернатор.

Виктор Томенко напомнил, что пока край остается в федеральном комплексном плане модернизации и развития магистральной инфраструктуры на 2025 год. Есть планы для привлечения инвестора на этапе проектирования.

Старая полоса в дальнейшем будет использоваться как рулежная дорожка.

В целом власти рассчитывают, что полноценный обновленный аэропорт заработает к 2028 году.

Телетрапы, взлетная полоса и комфорт: в Барнауле начнут реконструкцию аэропорта

Реконструкция будет проходить в несколько этапов – они все согласованы с разными вертикалями власти. К работам планируют приступить с 2025 года

Лента новостей