С 1 апреля 2022 года в России объявлен мораторий на банкротство по заявлениям кредиторов. Он должен помочь бизнесу пережить непростую ситуацию в экономике. Однако у этой меры есть и обратная сторона.
Чтобы помочь предпринимателям, которым за последнее время в нынешних экономических условиях серьезно досталось, правительство РФ объявило мораторий на банкротство по заявлениям кредиторов. Эта мера, по словам премьер-министра Михаила Мишустина, позволит "поддержать компании и граждан", которые сейчас не могут выполнять свои финансовые обязательства. Однако насколько она эффективна и не приведет ли к плачевным последствиям, еще предстоит разобраться.
Кредиторы, молчать!
Мораторий объявлен на возбуждение новых дел о банкротстве. То есть уже идущие процедуры остановлены не будут. Кроме того, запрет не коснется застройщиков, которые возводят включенную в реестр проблемных активов недвижимость: их банкротить по-прежнему можно.
Продлится мораторий с 1 апреля по 1 октября 2022 года.
"Фактически мораторий предоставит должникам возможность справиться с текущими трудностями, наладить свои дела, найти новые источники дохода и укрепить финансы, не закрывая компанию или бизнес, не увольняя сотрудников", – сказано в сообщении правительства.
Однако не все считают, что эта мера пойдет предпринимательству только на пользу.
"Необходимое зло"
Некоторые эксперты оценивают мораторий как меру скорее положительную. Тем более что сложностей в жизни российского бизнеса за последнее время серьезно прибавилось.
"У кого не происходит перекредитование ввиду сложностей с процентной ставкой, кому-то для него нужен дополнительный залог, происходят разрывы логистических связей. Чтобы эти вопросы решить, требуется время", – отметил глава "промышленного" комитета алтайского парламента Владимир Семенов.
И именно мораторий на банкротство должен дать бизнесу то самое необходимое время. Он вместе с объявленным переносом налоговых платежей (для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения) поможет не закрыться предприятиям, которые могут в ближайшее время найти выход из трудных обстоятельств и продолжить работу.
Для кредиторов мораторий, разумеется, создает сложности. Но в нынешней ситуации, по мнению депутата, им стоит серьезно задуматься.
"Что для нас важнее: обанкротить предприятие и вернуть себе какие-то деньги назад или сохранить надежного партнера, дав ему возможность исправить ситуацию?" – задает риторический вопрос Семенов.
Коллега Семенова по парламентскому комитету Юрий Матвейко отметил, что однозначно оценивать меру пока нельзя.
"Это мера превентивного характера, и, наверное, она нужна. Но, на мой взгляд, для предпринимателей более необходима поддержка системообразующих отраслей. Это и льготные кредиты, и отсрочка по налогам, те меры которые предлагает правительство и которые способствуют удержанию на плаву наших основных производственных компаний", – считает Юрий Матвейко.
Есть, впрочем, у меры и обратная сторона. Воспользоваться мораторием, по мнению депутата, могут и недобросовестные представители бизнеса. И для некоторых компаний мораторий может создать негативные последствия. Однако понять, как в действительности все обернется, можно будет только через некоторое время.
Опасения Юрия Матвейко по поводу возможностей, которые открывает мораторий недобросовестным предпринимателям, разделяет и экономист Игорь Шумилов.
"В нашей ситуации мораторий может сказаться негативно. Те, кто допускает просрочки по обязательствам, перестанут бояться", – предполагает Шумилов.
Впрочем, альтернатива у Шумилова имеется. По мнению эксперта, вместо широкого запрета на новые банкротства нужна система, при которой, например, арбитраж мог бы решить, насколько правомерно запускать эту процедуру.
Если банкротство связано с нынешней экономической реальностью, то его можно остановить, а если оно обусловлено недобросовестностью предприятия, то его можно и запустить. В общем, рассматривать каждый отдельный случай нужно отдельно.
При этом, по мнению Шумилова, как мера помощи бизнесу мораторий на банкротство сам по себе не особенно эффективен. Он будет действенным только в комплексе с другими инструментами поддержки: отсрочками, субсидиями или лизинговыми схемами. Поможет мораторий только тем, по кому санкции ударили совсем уж сильно, а это лишь часть экономики.
В общем, кому-то запрет, похоже, и правда может помочь пережить непростые времена. Однако критического перелома в нынешней кризисной ситуации ждать от нее, по-видимому, не стоит. По крайней мере, без усиления других мер поддержки предпринимателей.