Новая реальность, установившаяся в связи с западными санкциями и последовавшим за этим ростом цен, существенно отразилась на многих сферах деятельности в России
И работа региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами не стала исключением. На этом рынке компании также испытывают трудности, а значит, остро стоит вопрос о том, как нормализовать ситуацию, сообщает "Алтайская правда".
Например, в начале апреля региональный оператор рубцовской зоны "ВторГеоРесурс" подал заявление о признании себя банкротом. Эта компания задолжала кредиторам солидную сумму. Согласно оценкам экспертов, "ВторГеоРесурс" может стать первой ласточкой в строю предприятий по вывозу мусора, которые не приспособились к новым экономическим реалиям.
Таким образом, факт того, что региональные операторы уже столкнулись с увеличением расходов и падением платежей от населения, – налицо.
Об этом говорят и в ассоциации "Чистая страна", заявляя, что отрасль и компании, которые в ней работают, вступают в очень непростой период.
"Санкции в отношении России отражаются на деятельности региональных операторов. В частности, ожидается увеличение расходов, сбои в поставках запчастей для ремонта техники и оборудования. Важно сделать так, чтобы их деятельность продолжалась в том же режиме", – цитирует слова исполнительного директора ассоциации Руслана Губайдуллина сайт ассоциации.
Исходя из прогнозов федеральных экспертов, негативные последствия ограничений в денежном выражении способны достичь без малого 70 млрд в год при прогнозной выручке в 250 млрд рублей.
Кроме того, в таких городах, как Новосибирск, регоператоры уже столкнулись , казалось бы, с неожиданной для себя проблемой – резким падением выручки от юридических лиц. Это связано с уходом иностранных компаний с российского рынка. Останавливая свой бизнес в стране, они перестают платить и за вывоз мусора.
А между тем речь идет о весьма значительных суммах. Вот наглядная иллюстрация – один купный ретейл может ежемесячно платить порядка 300–600 тысяч рублей за услугу "Обращение с ТКО".
"За март порядка десяти юридических лиц расторгли с нами договор на вывоз мусора. В основном это небольшие компании в краевом центре. Для нас тревожен сам тренд, так как причина расторжения договора – прекращение предпринимательской деятельности", – рассказывает заместитель директора по экономике и финансам барнаульского регоператора "Экосоюз" Мария Кулагина.
Фиксируется в Алтайском крае и снижение собираемости платежей за оказанную услугу и среди населения.
"Мы берем на обслуживание новые села, но собираемость платежей низкая. Получается так, что туда приезжаем, забираем отходы, однако услугу население не оплачивает. По факту наши расходы лишь увеличиваются", – констатирует директор "Спецобслуживания плюс" (Бийская зона. – Прим. ред.) Олеся Тырышкина.
Серьезно усугубляет ситуацию и рост стоимости ГСМ, шин, запчастей. В ряде субъектов Российской Федерации уже фиксировались сбои графиков вывоза отходов из-за выхода из строя спецтехники и отсутствия запчастей для оперативного ремонта.
"Во многих селах очень плохие дороги, особенно весной и осенью. Мусоровозы пытаются проехать, но часто застревают в грязи. Самостоятельно тяжелой загруженной машине не выбраться. Приходится нанимать трактор. Если раньше это стоило пять тысяч рублей, то сейчас уже 20–25 тысяч", – сетует директор компании "Гринсити" Алена Боровченко.
Кроме этого, по ее словам, при пробуксовке мусоровозы ломаются. И здесь снова возникает целый ворох проблем – все запчасти импортные, и ремонт обходится просто в баснословные деньги.
В итоге, чтобы избежать подобной ситуации, иногда мусор и вовсе приходится собирать вручную, подкатывать баки к машинам.
Кроме всего прочего, работающие на рынке специалисты отмечают: серьезно подорожали масла, причем все без исключения, включая и российские.
По имеющимся оценкам, здесь рост ценника балансирует в пределах от 30 до 60%. Часть магазинов повысили стоимость пропорционально производителю. Другие же откровенно наживаются и просто добавляют ценник, исходя из собственных принципов и интересов.
"У нас много новой техники. Но из-за роста стоимости ГСМ вынуждены уходить с гарантийного технического обслуживания. Приходится самостоятельно делать диагностику, искать варианты более экономичного ремонта", – описывает текущее положение дел Олеся Тырышкина.
Важно отметить, что, несмотря на эти тяжелые условия, например, Бийский регоператор не намерен отказываться от реализации проекта по строительству мусоросортировочного комплекса мощностью до 150 тысяч тонн отходов в год.
"Там будет отечественное оборудование. Цены на него после резкого повышения сейчас немного стабилизировались", – подчеркивает директор компании.
К слову, согласно информации Российского экологического оператора, доля отечественного оборудования для обработки твердых коммунальных отходов на предприятиях составляет от 65 до 100%. Если говорить о прогнозах, то полного импортозамещения здесь удастся достигнуть в течение одного-двух лет.
Работающие на рынке регоператоры отмечают, что уже получили от своих перевозчиков уведомления о возможных рисках приостановки деятельности. Однако компании продолжат исполнять свои обязательства несмотря ни на что.
"До начала лета мы планируем выделить порядка 4,5 млн рублей на оснащение сел Барнаульской зоны контейнерами. Установка будет проходить постепенно. Начинаем с тех сел, где до сих пор применяется бестарный способ вывоза отходов. Что касается реализации инвестиционных проектов, то из-за экономической ситуации эта работа пока приостановлена", – отмечает Мария Кулагина.
По ее словам, сегодня на первый план выходят другие вопросы, которые нужно решать оперативно.
"В частности, из-за роста цен и необходимости рассчитываться с операторами вовремя мы вынуждены привлекать кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств и устранения кассовых разрывов. Здесь очень помогла сформированная правительством программа льготного кредитования", – добавляет Кулагина.
Чтобы снизить негативные последствия санкционного давления, участники рынка уже выработали часть предложений. Так, уменьшить убытки можно с помощью льготного финансирования, переноса сроков уплаты обязательных платежей и субсидирования недособранного тарифа за вывоз мусора.
Ассоциация "Чистая страна" уже направила в федеральный кабмин письмо с просьбой о господдержке работающих в отрасли компаний. В документе речь идет о необходимости предоставления льготных займов и кредитов, субсидий на компенсацию расходов на приобретение и ремонт техники, а также важности компенсации процентной ставки.
Среди озвученных предложений – инициатива рассмотреть возможность выплаты компенсации региональным операторам в случае неплатежей населения. По прогнозам ассоциации, крайне негативно отразиться на собираемости оплаты за вывоз мусора может и инфляция. Последний показатель, напомним, значительно вырос за один только март-месяц.