Эксперты утверждают: говорить о том, что в России больше нет интеллектуальной собственности и ее защиты, категорически нельзя
В марте-апреле Роспатент и патентных поверенных атаковали российские предприниматели, пачками подававшие заявки на регистрацию товарных знаков, которые имитировали или копировали знаки известных иностранных брендов. Это произошло после того, как в России утвердили перечень недружественных стран, а также внесли изменения в ряд федеральных правовых актов. Однако эксперты утверждают: заблуждение думать, что этот "фокус" пройдет.
Об этом 16 мая рассказала Наталья Золотых, вице-президент бизнес-объединения "Опора России", глава Общественного совета при Роспатенте, на секции "Защита интеллектуальной собственности", прошедшей в Барнауле во время VIII Конгресса предпринимательских объединений региона.
"Как только был утвержден список недружественных стран, почему-то многие предприниматели решили, что правовая охрана и товарных знаков, и патентов компаний из недружественных стран прекращается. Однако заблуждение думать, что такая регистрация будет осуществлена, так как исключительные права по-прежнему действуют. Любая такая регистрация будет вводить в заблуждение потребителей и не будет соответствовать требованиям закона", – объяснила эксперт.
Что изменилось в нормах о товарных знаках
- Во-первых, 8 марта 2022 года приняли закон № 46-ФЗ, где в числе прочего говорится, что правительство РФ может пересмотреть перечень товаров, на которые не будут распространяться нормы о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
- Во-вторых, постановление правительства от 6 марта 2022 года №299 утвердило: владельцам патентов из недружественных стран можно ничего не платить с фактической выручки от производства и реализации товаров и услуг, при изготовлении которых использовались разработки.
Однако позже эксперты объясняли, что здесь речь идет в первую очередь о временной мере, связанной с невозможностью валютных переводов из-за санкций, писал onlinepatent.ru.
- В-третьих, утвержден сам перечень этих стран.
"Мир кипит, но здесь тишина"
Однако эксперты уверены – эти нормы вовсе не означают, что на институте интеллектуальной собственности и авторском праве поставлен крест.
"Тезис о том, что интеллектуальной собственности в России больше нет, не соответствует действительности. Верно трактовать новые нормы, которые сыплются как из рога изобилия, может только юрист", – говорит Ольга Терещенко, декан юрфака Российской государственной академии интеллектуальной собственности.
Она подчеркивает – нет никаких дополнительных разъяснений, информационных писем, каких-либо особенных подходов относительно иностранных правообладателей.
"Многие поверенные и сейчас работают с иностранными правообладателями, Роспатент выносит положительные решения. То же самое происходит за рубежом. Весь мир кипит, но в интеллектуальной собственности изменений меньше всего", – отметила она.
Свинка как "диагноз"
Сама тема попыток использовать известные бренды – в том или ином их виде – не нова, говорит Терещенко. Примеров – сотни.
Эксперт напомнила о логотипе "МакДональдса". В России пытались, например, зарегистрировать одну дугу от всем известной первой буквы "М" и потом говорить, что используют один товарный знак дважды. Есть и успешный пример использования перевернутой этой буквы в названии "Шаурма 24", этот знак зарегистрировали.
"Такие примеры никак не связаны с последними событиями. Они существовали и раньше. Это были точечные акции, но иногда носили и массовый характер. Появлялись целые компании, которые ставили основной целью подачу на регистрацию знаков, имитирующих иностранные бренды. Сейчас об этом так много говорят, потому что есть связь с геополитическим событием", – рассказала Терещенко.
И однако, определенные сомнения в словах экспертов звучат. Сейчас, по их словам, все юристы и интересующиеся предприниматели следят за "делом Свинки Пеппы".
Дело в том, что Арбитражный суд Кировской области в середине марта отказал собственнику товарного знака "Свинка Пеппа" – зарегистрированной в Великобритании Entertainment One UK Limited – в иске к местному предпринимателю. И обоснование судья связал как раз с новыми нормами, писало "Реальное время".
Суд расценил действия истца как злоупотребление правом, а это – основание для отказа в иске.
16 мая ожидали заседания апелляционного суда, но его перенесли на 14 июня. "Все ждут", – говорит Евгений Госьков, глава регионального отделения "ОПОРЫ России".
Он также отметил, что сегодня распространено мнение среди предпринимателей "всем все простить", имея в виду "списание" всех нарушений в сфере интеллектуальной собственности. Однако он напомнил, что это палка о двух концах – ситуацию может "отзеркалить" и на российских бизнесменов: "А если мы сами правообладатели?".
По мнению Натальи Золотых, главная задача российского бизнеса в текущих условиях – продвигать собственные товарные знаки.
"Мне приятно читать о компаниях, которые идут по этому пути и видят, что импортозамещение – не слепое копирование иностранных брендов, а создание усовершенствований, которые позволяют занять ниши на рынках и продвигать высококачественную продукцию под товарными знаками российских производителей".