Мукомолы Алтайского края оказались неконкурентоспособны по цене муки из-за самой высокой стоимости пшеницы в стране по итогам 2023 года
При растущих в России объемах производства муки Алтайский край уже третий год их снижает. Основная причина – в высокой стоимости пшеницы, которая в Сибири оказалась самой дорогой в стране в 2023 году. Валерий Гачман, председатель Союза переработчиков Алтайского края, назвал эту ситуацию драматичной для региона. Он прокомментировал эту тему на площадке Зимней зерновой конференции в Белокурихе 29 февраля.
"Больно и стыдно говорить"
"Алтайский край остается лидером по производству муки в стране. Но с 2002 по 2019 годы мы производили более 1,2 млн тонн ежегодно. Сейчас – менее 1 млн. Это обусловлено несколькими причинами. Прежде всего тем, что в 2023 году у нас была самая высокая стоимость сырья. В результате мы проигрываем в цене нашим же российским переработчикам", – объяснил эксперт.
По его словам, это драматическая ситуация для Алтайского края.
"Больно и стыдно об этом говорить, потому что в России после 20 лет снижения объемов производства муки два последних года идет их наращивание – с 8,8 млн тонн до 9,9 млн. Это вызвано и введением пошлин на вывоз пшеницы, и расширением нашего присутствия на новых рынках ряда дружественных стран. Россия ставит рекорды по экспорту муки – более 1 млн тонн вывозит. На этом фоне лидер – Алтайский край – снижает объемы производства. Это очень грустно. Но время, уверен, это исправит", – добавил Валерий Гачман.
Он объяснил: 95% в себестоимости пшеничной муки – цена сырья.
"На внутреннем рынке цена формируется по понятной формуле: экспортная стоимость в порту минус логистические затраты минус пошлина. Это в европейской части России. В Сибири это цена на погранпереходе минус логистика, но без таможенной пошлины. Таким образом, внутренняя цена в Алтайском крае, самом удаленном регионе от внутренних рынков сбыта, оказалась самой высокой – на 3–5 тысяч рублей, то есть на 20–30% выше, чем в других территориях. При таком дорогущем сырье мы стали неконкурентоспособными".
Причем не только на внутреннем рынке, но и на ряде внешних. Валерий Гачман рассказал, что перспективные рынки экспорта муки – те же, что и у зерна. Прежде всего это Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан: "Это страны со стремительно растущим населением и доходами. Там идет рост потребления муки, при этом собственная пшеница никогда не обеспечит внутреннее потребление".
Сейчас эти рынки активно осваивают переработчики европейской части России.
"Возьмем Поволжье. Мы понимаем, что условно от Самары или Саратова расстояние до Ташкента точно не дальше, чем от станции Кулунда. Поставлять муку в Узбекистан по их ценам выгоднее".
Задача – лоббировать
Еще один серьезно влияющий фактор – транзитный тариф для российских экспортеров через Казахстан. Этот тариф в 4–5 раз выше внутреннего тарифа, используемого казахскими трейдерами и мукомолами. Что ставит участников в совершенно неравные рыночные условия.
Поэтому, объяснил Гачман, одна из задач Союза – лоббировать изменение этой ситуации, чтобы провозная плата в Казахстане была выровнена для российских экспортеров муки и зерна.
"Также мы видим свою задачу в выравнивании внутренней таможенной политики. Сегодня в одних регионах страны покупают зерно для экспорта с уплатой таможенной пошлины, а в других, в том числе в Сибири, – без нее. Казахстанские трейдеры приобретают у нас пшеницу для перепродажи в третьи страны без уплаты пошлины. Это ненормально. В одном государстве должна быть единая налоговая и таможенно-тарифная политика", – уверен председатель Союза.
Он считает, что эти перекосы будут со временем устранены: "Союз зернопереработчиков Алтая свою активность в этом направлении тоже будет проявлять".
При этом министр сельского хозяйства региона Сергей Межин на конференции сообщил, что в 2023 году экспорт муки из Алтайского края вырос. Гачман подтвердил информацию, но обратил внимание, что здесь важно смотреть на стартовую базу:
"Почему у нас так выросла цена на пшеницу и муку? Нам ее обеспечил Китай. Мы в 2023 году активно грузили продукцию в эту страну, как никогда раньше – с августа по ноябрь. Но нужно понимать, что при колоссальной динамике экспорта муки из Алтайского края абсолютные цифры исчисляются десятками тысяч тонн. При производстве в 1,2 млн это в пределах статистической погрешности. Однако здорово, что эта дорожка открылась. Надеемся, что сейчас, когда завершился Новый год в Китае, эта работа вновь активизируется. Если, конечно, не произойдет серьезного укрепления курса рубля", – резюмировал эксперт.