Пока в топ-3 предприятий Алтайского края, показавших наилучшие финансовые показатели, входят заводы из разных отраслей: металлургии, вагоностроения и фармацевтики
Самое крупное предприятие Алтайского края – заринский "Алтай-Кокс" – по итогам 2023 года сумело увеличить объемы производства и чистую прибыль при сокращении общей выручки. Это следует из опубликованной отчетности в сервисе "Спарк Интерфакс". Два других алтайских предприятия из топ-3 по выручке традиционно отстают от "Алтай-Кокса" в разы.
Топ-3 алтайских завода по выручке в 2023 году
"Алтай-Кокс"
Генеральный директор – Вадим Валяс.
- Выручка – 80, 5 млрд (2022 – 92,2 млрд).
- Прибыль – 18,8 млрд (2022 – 14,8 млрд).
"Эвалар"
Председатель совета директоров – Наталия Прокопьева.
- Выручка – 17,5 млрд (2022 – 13 млрд).
- Прибыль – 5,3 млрд (2022 – 2,3 млрд).
Барнаульский ВРЗ
Генеральный директор – Алексей Кунгурцев.
- Выручка – 12,9 млрд (2022 – 10,6 млрд).
- Прибыль – 1,3 млрд (2022 – 998 млн).
Между тем некоторые предприятия еще не выложили отчетность, а у некоторых она стала закрытой с 2022 года, прежде всего у тех, кто выполняет оборонзаказы. А среди последних немало действительно крупных заводов, которые раньше входили в топ-10 промпредприятий и по финансовым показателям, как, например, "Алтайвагон".
В чем сила
"Алтай-Кокс" в течение многих лет является крупнейшим промпредприятием региона по вкладу в экономику. В 2022 году финансовые показатели завода проседали относительно предыдущего. Но тогда в одной точке сошлись два влияющих фактора. Во-первых, 2021 год был сверхуспешным для металлургов страны ("Алтай-Кокс" поставляет продукцию именно им), в 2022-м же отрасль вернулась с более традиционному положению вещей на рынке. Во-вторых, санкционное влияние заметно коснулось металлургов в 2022 году.
В 2023 году ситуация в отрасли стабилизировалась. Как на недавнем отчете рассказал министр промышленности края Вячеслав Химочка, объем произведенного кокса в прошлом году увеличился на 11,6%. "Рост отражает восстановление металлургической промышленности в целом по стране", – полагает глава ведомства.
"Эвалар" планомерно наращивает финансовые показатели не первый год, как и фармацевтическая отрасль в целом. Это происходит благодаря, во-первых, повышенному спросу на препараты и БАДы во время и после пандемии, а во-вторых, уходу с рынка ряда иностранных игроков.
Вагоностроение края, которое в регионе представлено двумя ключевыми заводами – "Алтайвагоном" и Барнаульским ВРЗ – также показало рост объемов производства на 13,9%. Эти два завода в 2023 году выпустили 10,7 тыс. вагонов, то есть каждый пятый из произведенных в России. "Такое количество не производилось в крае уже три года", – рассказывал Вячеслав Химочка. По его словам, вагоностроители работают с высокой загрузкой сейчас и обеспечены заказами на месяцы вперед.
В начале 2024 года стало известно, что ГК "Талтэк" – собственник Барнаульского ВРЗ – стал основным владельцем и "Алтайвагона".