Участники разных отраслей констатируют: теперь расчеты, например, с Китаем могут занять до двух-трех месяцев, резко возросли банковские комиссии, и при этом 100%-х гарантий никто не дает
Проблема расчетов между Россией и странами-партнерами, возникшая в последние полгода, коснулась и Алтайского края. У крупных компаний, говорят эксперты "Толка", в Поднебесной могло "зависнуть" до 1 млрд рублей, а небольшая турфирма из Барнаула три месяца готовила поездку для турецкой группы без гарантий оплаты.
"10 дней с Китаем – это удачно"
"Мне известно, что у нас в крае есть случай, когда переработчик отправил товар примерно на 1 млрд рублей, а деньги не мог получить, причем длительное время, – приводил недавно пример в интервью "Толку" Дмитрий Беляев, гендиректор компании "Комплекс Агро". – Гарантий – никаких, риски огромные".
По его словам, это ставит под вопрос работу многих алтайских экспортеров продовольствия в Китай. Евгений Сиденко, представитель компании-трейдера Nord, подтвердил "Толку", что "проблема есть". Ее сейчас, говорит он, пытаются решить и российская сторона, и китайские импортеры.
"Платежи проходят медленно. У нашей компании последний платеж шел 10 дней, мы считаем, это удачно. А до этого ждали два месяца. Для сравнения: раньше деньги приходили за два-три дня", – рассказал Сиденко.
Он объясняет, чем чреваты такие задержки. Это сказывается на оборачиваемости средств:
"Закупаешь продукцию у сельхозпроизводителей, рассчитываешь на одну экономику, а средства, по сути, "замораживаются". Думаешь, что они вернутся через месяц, а они приходят фактически через два-три месяца. Возникают проблемы логистические – с подачей вагонов, контейнеров. А учитывая высокую ключевую ставку и коммерческие кредиты за 20%, происходит резкое снижение маржинальности, что сказывается на всей цепочке".
При этом, рассказали "Толку" эксперты, китайские компании также стараются искать варианты решения, поскольку тоже страдают от проблем с расчетами. Ведь трудности актуальны и для сделок в обратную сторону, когда производители из Поднебесной поставляют в Россию свою продукцию, например заводское оборудование, и не могут получить за него деньги. По данным "Толка", такие случаи, предположительно, есть и в Алтайском крае.
По словам Валерия Гачмана, председателя Союза переработчиков Алтая, тезис о трудностях в расчетах с Китаем как стратегическим партнером некорректен в такой постановке – речь идет не о стране в целом, а только о взаимоотношениях с китайскими банками, которые дорожат своими позициями на международном рынке. Он подтвердил, что определенные сложности есть, но каждое алтайское предприятие решает их индивидуально.
"Когда нам было легко? Главное, чтобы была востребована наша продукция. Пока это будет так, мы сможем найти и способы сбыта, и формы расчета за нее", – сказал Гачман.
Турецкий квест
Александр Смирнов руководит туркомпанией "Плот" уже 30 лет и говорит, что за все это время ни разу не испытывал столько трудностей при подготовке тура для турецкой группы. Турфирма уже более 10 лет сотрудничает напрямую с турецким туроператором, но с последствиями международных ограничений в финансовой сфере столкнулись в этом году впервые. В течение трех месяцев "Плот" готовил тур – в схеме расчета участвовали три банка, одна инвестиционная компания и узбекская фирма. При этом никаких гарантий оплаты никто не давал.
"Говорили, что вроде должно все получиться, обычно деньги приходят", – говорит Александр Смирнов. Оплата прошла за неделю до старта тура.
На этом пути удалось выяснить несколько других возможных вариантов расчета. Так что теперь, по словам Смирнова, и этих трудностей они уже не боятся. Но пройти этот квест пришлось. Теперь у компании четыре расчетных счета.
Ранее руководитель компании "Август" Станислав Трифонов рассказывал "Толку", что до кризиса у фирмы был один расчетный счет, в мае она открывала "восьмой и девятый":
Кому мать родна
При этом, говорят участники рынка, быстро нашлись те, кто стал зарабатывать на трудностях, – многочисленные посредники или банки разных юрисдикций.
"Сейчас только за расчет банки плюсом берут 8-10% комиссию. Просто за то, чтобы деньги перегнать. Ни за что, по сути", – констатировал Дмитрий Беляев.
"Коммерсант" писал, что на платежных агентов может приходиться около 30% платежей. Издание также приводило оценку основателя Sagrada Legal Олега Ушакова: в среднем комиссия составляет 3–5%, но может доходить до 8–10% в зависимости от сложности логистической цепочки и суммы сделки.
Евгений Сиденко надеется, что российская банковская система "отрегулирует вопрос":
"Возможно, Центробанк, увидев, с какими трудностями мы сталкиваемся, чуть-чуть ослабит валютный контроль".
Почему возникли трудности расчетов
Напомним, первые серьезные трудности в расчетах с Турцией и Китаем возникли еще в конце декабря 2023 года. Как писали "Известия", это было связано со вступлением в силу 12-го пакета мер против РФ о так называемых вторичных санкциях. Тогда, например, банки КНР стали отказываться принимать платежи в долларах из России. Однако расчеты активно проводились в юанях.
Банки Турции также с декабря почти полностью перестали принимать деньги из России и только феврале возобновили расчеты, но по ограниченному перечню товаров. А в конце марта ряд крупных банков Китая прекратили принимать платежи и в юанях.
По данным "Коммерсанта", к концу июля до 80% юаней, уходивших из России в банки Китая, вернулись.
Эксперт "Известий", основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский рассказывал, что основным выходом для многих компаний стало открытие филиалов своих компаний в Китае или дружественных странах.
А в конце августа США ввели новый пакет ограничений, направленный в том числе на пресечение попыток России обойти санкции через открытие филиалов.
22 августа главы правительств России и Китая Михаил Мишустин и Ли Цян подписали совместное коммюнике о дальнейшем сотрудничестве двух стран. В нем, в частности, говорится, что они "отмечают важность дальнейшего углубления практического сотрудничества в финансовой сфере для обеспечения устойчивости российско-китайской торговли, будут продолжать укреплять взаимопонимание и диалог между финансово-банковскими организациями, обеспечивать бесперебойное и нормальное функционирование каналов расчетов в торговле между Россией и Китаем".
Для этого они договорились "укреплять и развивать платежно-расчетную инфраструктуру, в том числе посредством открытия корреспондентских счетов и учреждения филиалов и дочерних банков в двух странах".