Алтайский край вошел в число регионов с быстрорастущим фитнес-рынком. Во многом это происходит за счет повышения цен на услуги, но не только
Еще лет десять назад в Барнауле тон качеству услуг в фитнес-индустрии задавали клубы с "длинными абонементами". Они предлагали дорогостоящие тренажеры, команду тренеров, некоторые – бассейн и массу других допуслуг. Цена годового абонемента доходила до 60 тыс. рублей и выше. Конкуренция в этом сегменте выросла, равно как и желание операторов плотнее работать с другими аудиториями. Рассказываем, как меняется рынок фитнес-услуг и что произойдет с элитными клубами в будущем.
Рекорды роста
Рынок фитнес-услуг измеряется важным и понятным показателем – вовлеченность населения. То есть тем, какой процент от проживающих в городе или любой другой местности занимается спортом и платит за услугу. По данным FitnessData (проводит комплексные исследования рынка фитнес-индустрии. – Прим. ред.), вовлеченность россиян в 2024 году составляет 4,5%, а в 2025-м будет 4,7%.
О показателях в регионах агентство не сообщает, но здесь можно опираться на экспертное мнение участников рынка. Так, Олеся Кравченко, представляющая фитнес-клуб GRAVITYFIT, согласна с приведенными данными. А ее коллега Владимир Гордейчик, возглавляющий "Магис-Спорт", говорит, что вовлеченность составляет порядка 10%.
Но, единодушны эксперты, рынок растет: клиентов становится больше, спрос на фитнес значительно увеличивается. Такая тенденция сохранится и в 2025 году.
Действительно, в сентябре FitnessData отчитались, что в 2024 году Алтайский край вошел в число регионов с быстрорастущим фитнес-рынком. Во многом это происходит за счет повышения цен. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года услуга подорожала на 24%. Это почти рекорд. Больший рост показала только Саратовская область.
Но не только цена услуги иллюстрирует развитие рынка. Эксперты фиксируют: количество участников – ИП с профильным бизнесом – стало больше на 2%.
Well-being и перспективы
Рост вовлеченности в мир фитнеса позволяет бизнесу запускать проекты нового масштаба, в том числе прирастать в премиальном сегменте. Так, в 2022 году в Барнауле запустили проект River, в 2023-м – GRAVITYFIT.
"Это связано с повышением уровня жизни барнаульцев, в том числе ростом средней заработной платы и вслед за этим – желанием получать услугу лучшего качества. Мы это видим по заполняемости наших тренажерных залов и бассейна. А еще удачным стартом новых услуг", – говорит Олеся Кравченко.
Например, растет популярность услуг в формате концепции well-being . Они подразумевают занятие спортом, полезное питание, отказ от вредных привычек, регулярные чек-апы организма, отдых, СПА-программы. Плюс акцент сделан на работе с психоэмоциональным состоянием человека.
Сегмент премиум-фитнеса будет прирастать и впредь, судя по заявленным проектам. Связано это с тем, что в Барнауле анонсировали строительство крупных жилых и коммерческих комплексов. В них закладывается большое количество помещений для организации дополнительных услуг.
В том числе анонсировано открытие фитнес-клубов для жителей комплексов и других горожан. Причем это не просто студии для йоги или танцев. И даже не тренажерные залы. В концепцию закладывается большой набор услуг, включая бассейн с 20-25-метровыми дорожками и сопутствующими СПА и прочими возможностями.
Имя одного оператора, претендующего на старт в таком проекте, уже известно. Это сеть премиальных фитнес-клубов World Class. В барнаульском проекте анонсирован тренажерный зал с авторским интерьером в классическом стиле, кардиотеатром (большим экраном напротив кардиотренажеров), детским фитнесом, а также аквазоной.
Впрочем, пока эти проекты лишь анонсированы. Владимир Гордейчик полагает, что в ближайшее время старта новых клубов Барнаул не увидит. Причина – в высокой процентной ставке ЦБ, дорогих кредитах и возможности получать хорошую прибыль, не работая, а размещая средства на депозите.
С прицелом на доступность
2024 год ознаменовался также тем, что ставку сделали на фитнес для массового потребителя. Во-первых, в опустевших торговых центрах районного масштаба стали открываться тренажерные залы. В них предлагается разный набор услуг и качества тренажеров (от этой "начинки" зависит цена посещения. – Прим. ред.).
Во-вторых, развиваются залы федеральных сетей. В-третьих, отдельные клубы вроде "Сафари" изменили тактику работы с клиентами и, помимо "длинных" годовых абонементов, продают посещения на один месяц.
"Всего в городе Барнауле и Новоалтайске 178 фитнес-объектов. Львиная доля приходится на эконом-сегмент", – комментирует Олеся Кравченко.
Доля клубов в ценовых сегментах
- Премиальные – 1,6%.
- Бизнес-сегмент – 3,9%.
- Комфорт-сегмент – 7,3%.
- Эконом-сегмент – 67%.
- Фитнес-студии – 19%.
*По данным GRAVITYFIT.
"Мы видим, что для большего количества людей, которые хотят заниматься фитнесом, комфортно платить 1,7-2 тыс. рублей в месяц, – говорит Игорь Соседов, возглавляющий Федерацию силового экстрима в Алтайском крае. – В условиях современной экономики им не интересно покупать дорогостоящие абонементы на год и более. Люди хотят быть свободными в своих передвижениях и время от времени менять в том числе форматы своих спортивных залов".
Ставку на "легкие" абонементы подтверждает анонсированный дебют федеральной сети DDX Fitness. Компания самостоятельно (не по франшизе) откроет в Барнауле два крупных клуба. Один в ТРЦ "Весна", заменив клуб Metrofitness. Второй – в новой коммерческой локации Индустриального района на ул. Балтийской.
Отличие проекта в том, что тут практикуют "подписки" на месяц с разным набором услуг. А еще клиенту предлагается система реконкурентного платежа, то есть автоматического списания стоимости услуги в назначенную дату за период, о котором договорились с оператором. Так бренд старается расширить аудиторию, сделав ставку на менее платежеспособную, но активную молодежь.
Владимир Гордейчик с интересом наблюдает за стартом концепции. Отчасти он связывает ее тиражирование с тем, что рынок фитнес-услуг по всей стране испытывает кадровый голод:
"В открытии клубов один из главных рисков – это сотрудники. Надо просто немедленно рожать – и сразу 20-летних, чтобы закрыть потребность. Или искать формы, в которых участие человека будет минимизировано. Например, работать без тренерского состава, а выдавать записи уроков и персонального тренинга. Такие форматы давно существуют. У нас они по разным причинам не развивались, но придут. Например, в DDX отдела продаж нет, тренеры работают на аренде, персонал – уборщики, техническая служба, и все. Они – дискаундер".
По оценкам FitnessData, доля месячных абонементов в клубах страны уже составляет 32%. Еще 24% клиентов пользуются рассрочкой или кредитными продуктами.
"Пример других стран с развитыми BNPL-продуктами и рассрочками позволяет утверждать, что рынок фитнеса в России продолжит меняться. Так, в европейских странах и США роль подписки на фитнес в структуре продаж клубных карт максимальная, а карты на год являются редкостью. /…/ Судя по всему, движение рынка в этом направлении будет происходить и в России", – пишут эксперты FitnessData.