Мода по курсу валют. Как выживает рынок секонд-хенда в Барнауле

Секонд-хенд
Секонд-хенд Фото: Олег Укладов

Рынок б/у одежды переживает падение из-за маркетплейсов, сложностей с поставками и колебаний курса евро. Но секонд-хенды остаются интересны охотникам за брендами, а иногда и предприимчивым зумерам

Рынок секонд-хенда в России сдает позиции: как посчитали эксперты "Чек Индекс", в январе-августе продажи в этом сегменте упали на 19% к уровню такого же периода прошлого года. Средний чек при этом вырос на 14%. Ряд барнаульских предпринимателей, торгующих подержанной одеждой из Европы, также отмечают охлаждение спроса и отсутствие стабильности: на экономику магазинов существенно влияют скачки курсов валют. Конкурентоспособными на рынке оказываются сетевые секонд-хенды с высоким оборотом товара.

Look на развес

Халат миллионера и look из старых джинсов. Что не дает одеть всех в бренды Барнаула

Эксперты посоветовали начинающим создателям одежды из краевой столицы работать над стилем, не копировать западные бренды и продвигаться за счет инфлюенсеров. А некоторым — замахнуться на люкс

При слове "секонд-хенд" многие вспомнят характерный "химический" запах, а кто-то подумает про утратившие товарный вид обноски. Но ассортимент этой одежды многолик: в зависимости от степени износа, качества и брендов выделяют такие категории, как экстра, крем, люкс. В некоторые классификации включают также 1, 2, 3 сорт – к ним относят самые дешевые изделия, иногда с дефектами и браком, и текстиль, пригодный только на ветошь и для переработки.

Одежда из Европы, объясняют барнаульские предприниматели, поступает в точки не напрямую, а через оптовые компании, работающие, как правило, в крупных городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других.

"Сортировка происходит, например, где-то в Германии, там свои заводы по сбору этих вещей. Одежда делится на новую, совсем новую, вещи с бирками, возможно, есть и с дырами, с пятнами. Оптовики закидывают всего понемногу, и идет фасовка по 25, по 50, по 100 кг. В основном мы продаем категорию "крем", она практически без износа, без пятен и дыр. Это высокая категория, она идет сразу после стока", – поясняет собственник секонд-хенда "Евро +" Николай Сердюков.

Рынок секонд-хенда в Барнауле представлен преимущественно магазинами небольшого формата, но есть и "сетевики". По словам управляющей барнаульским подразделением "Мегахенд" Ирины Полосьмак, вся сеть централизованно снабжается товаром из Нидерландов.

Выбросить нельзя переделать: как в Барнауле дают вторую жизнь джинсовым вещам

Старые джинсы могут стать частью уникальных предметов гардероба, которые разрабатываются индивидуально для каждого человека

"Мы делаем заявку на склад, нам присылают товар. Московский склад все закупает с фабрики в Голландии, где происходит сортировка и обработка вещей. Региональные кураторы сети рассказывали, что их возили на эту фабрику, они видели, как там все делается. У них это настолько развито, что те, кто вещи сдает, получают разные преференции", – продолжает собеседница.

Особый сетевой игрок на барнаульском рынке – Charity Market. Это единственный в городе благотворительный секонд-хенд, работающий под эгидой фонда "Облака". В отличие от других магазинов своего сегмента, Charity Market не завозит вещи из-за границы, а безвозмездно принимает невостребованную одежду от населения.

"Вещи тщательно сортируются. Примерно 75% вещей передается бесплатно нуждающимся через пункты выдачи в селах Алтайского края. Примерно 10% вещей оказываются непригодными, мы их вывозим за свой счет на мусорный полигон. И 10-15% попадают в наши магазины. Наше отличие состоит в том, что выручка идет не собственнику, а после закрытия всех затрат по аренде и налогам передается в фонд "Облака". На эти средства реализуются благотворительные программы. В том числе аренда пунктов выдачи, бензин, зарплата водителя, психолога, специалиста по социальной работе", – рассказывает руководитель сети благотворительных секонд-хендов Юлия Белянина.

Секонд-хенд
Секонд-хенд
Фото: Олег Укладов

Нередко в одной "упряжке" с подержанной одеждой идут вещи категории "сток", но все же эта группа стоит особняком – это новые, неношеные изделия, которые часто оказываются нераспроданными остатками коллекций.

"Мне изначально идея с секондом не очень нравилась. Потому что в основном это Германия. А там непонятно, в каком состоянии одежда. Она бывает с определенным запахом, износом. А сток – это остатки коллекций. Я сама люблю такую одежду, все мои близкие здесь одеваются, поэтому я давно перешла на торговлю стоком", – рассказывает владелица магазина "Мадам Комильфо" Наталья Бадина.

"Валютная" мода и коты в мешке

Как и традиционный ретейл, ресейл также переживает непростые времена, связанные со снижением покупательной способности и изменением самой структуры спроса.

"Снижение продаж секонд-хенда происходит на фоне уменьшения реализации одежды и обуви в целом (в связи с более длительным периодом тепла в европейской части страны – раннего лета и сухого теплого начала осени). Кроме того, секонд-хенд, представленный прежде всего в офлайн-форматах торговли, вместе с другими традиционными магазинами fashion-сегмента уступает место онлайн-площадкам из-за перетока покупателей в интернет-каналы", – отмечают эксперты сервиса "Чек Индекс".

Секонд-хенд
Секонд-хенд
Фото: Олег Укладов

Кроме того, рынок вторичного потребления одежды постоянно пребывает в турбулентности, связанной с колебаниями валют: по словам барнаульских торговцев, рассчитываться с оптовиками приходится с поправкой на курс евро (с некоторыми – на доллар).

"Килограмм той категории одежды, с которой я работаю, стоит в районе 10-12 евро. Сильно ухудшилось положение: доллар был 90, сейчас уже за сотню перевалил, как и евро. Растут цены на топливо, соответственно, растут цены на транспортировку. У себя в рознице тоже приходится потихоньку повышать цены", – делится Николай Сердюков.

Секонд-хенд
Секонд-хенд
Фото: Олег Укладов

"Если, например, 10 лет назад закупочная цена одной вещи секонд-хенд хорошего качества в мешке была в среднем 50-70 рублей, а "стока" – 150 рублей, то сейчас джинсы хорошего бренда стоят около "трешки". Куртки зимние также больше 3 тыс. Последняя закупка мужских рубашек – по 1-1,2 тыс. рублей. А я хотя бы две цены должна с них иметь, иначе какой смысл?" – продолжает Наталья Бадина.

Эксперт рассказала о трендовых пуховиках на грядущий сезон

По мнению дизайнера, пуховик должен выполнять свои прямые функции и при этом отражать стиль владельца и вписываться в его гардероб

Собеседница добавляет: поставщики внимательно следят за курсом, но при этом не всегда ручаются за качество отпускаемого товара.

"У меня три поставщика – из Питера, Ярославля и Воронежа. Одна – перекупщик, у другой – прямые поставки. Я предоплату делаю и могу ждать товар, например, восемь месяцев. И берем кота в мешке. Видео нам отправляют, но иногда приходит брак. А год назад через интернет нашла поставщика: отзывы шикарные, на рынке давно. Взяла пуховики – до сих пор жду. Уголовное дело завели, до телевидения доходили – оказалось, человек обманывал предпринимателей по всем городам России, сейчас его "закрыли".

Руководитель магазина "ЕвроХенд" Елена добавляет, что дополнительные риски создает и ярко наметившаяся сезонность бизнеса:

"Поток покупателей – только летом. Когда весной-летом все переодеваются, отдыхать едут, тогда и работаем. У меня есть другое направление работы, оно позволяет выжить".

Собеседники "Толка" отмечают, что высокую "выживаемость" в таких условиях демонстрируют только сетевые секонд-хенды, которые могут устоять за счет высоких оборотов товара.

Секонд-хенд
Секонд-хенд
Фото: Олег Укладов

По словам Ирины Полосьмак, в "Мегахенде" ассортимент полностью обновляется каждые три недели. Распродать всю одежду за такой короткий срок удается благодаря скидкам, которые доходят до 90% к началу нового завоза.

Эксперт отмечает, что владельцы сети избрали такую бизнес-стратегию еще на старте запуска в 2015 году, когда произошел первый массовый "исход" магазинов б/у одежды с рынка, вызванный скачком курса валют.

Количество пунктов Wildberries и Ozon в Барнауле достигло критической массы

В Барнауле больше 600 коммерческих помещений заняты пунктами выдачи маркетплейсов. Но пока развитие этого бизнеса "вширь" снижает обороты

"Конечно, маленькие магазины тогда оказались неконкурентоспособны, потому что они не могли держать такие цены, как мы. Если к нам приходила машина 20 тонн, каждые две недели у нас был завоз, мы выкладывали по 3 тонны, то кто с этим может конкурировать? Мы рассчитываемся по текущему курсу, это, конечно, влияет на нашу прибыль. Но при этом цены у нас достаточно стабильные: за счет количества вещей мы их держим", – объясняет Ирина Полосьмак.

Сеть благотворительных секонд-хендов обошли стороной проблемы валютного рынка, однако Charity market не всегда может похвастать высокими рублевыми выручками из-за своей специфической целевой аудитории.

"В среднем вещь у нас стоит 200-300 рублей. Пуховик, понятно, 500-1000. Если к нам приходит семья, которая говорит, что и за такие деньги купить не может, значит, она является нуждающейся. И мы уже можем направить ее в фонд, чтобы они получили вещи бесплатно. Просто ли нам? Нет. Но мы стараемся, учимся у успешного бизнеса. Любой кризис касается и нас. Но в то же время мы понимаем, что в это время падают доходы граждан, им сложнее покупать вещи в масс-маркете, а значит, у людей выше потребность в наших магазинах. Вот на этом балансе мы и держимся", – говорит Юлия Белянина.

Охотники за брендами и зумеры-"спекулянты"

Поход за обновками в секонд-хенд, как правило, бюджетнее, чем шопинг в традиционном магазине.

"К нам чаще всего приходят целенаправленно за какой-то вещью, например, за джинсами Levi's. Если надо рубаху больших размеров – есть вещи из Канады, Италии. Мы стараемся такую политику поддерживать", – рассказывает владелица магазина "ЕвроХенд" Елена.

Секонд-хенд
Секонд-хенд
Фото: Олег Укладов

При этом ряд собеседников "Толка" подметили, что в последние годы уровень ассортимента снижается. Это касается как брендовой "палитры", так и собственно товарного вида вещей.

"Качество сильно меняется: секонд-хенд 10 лет назад и сейчас – это небо и земля. Все-таки проживание в Европе мигрантов однозначно сказывается на нашем товаре", – констатирует Наталья Бадина.

Помимо покупателей, которые "охотятся" за брендами или стремятся сэкономить, в секонд-хендах заметили особую категорию предприимчивых шопоголиков.

"У нас единственная беда – это подростки, которые прибегают в завоз и создают больше толпу, чем результат. Они приходят к открытию, чтобы быстро забежать, выбрать брендовые вещи, а потом перепродать. Иногда прямо тут начинают друг другу продавать – мол, я первый взял, 100 рублей накинул, возьми у меня. Один юноша даже сказал, что у него свой интернет-магазин. Бывает, что и воруют", – делится Ирина Полосьмак.

Секонд-хенд
Секонд-хенд
Фото: Олег Укладов

"Сейчас особую нишу занимает молодежь, которая именно за брендами бежит. Они берут для того, чтобы перепродать. У них такая игра в одежку – купи у меня на 100 рублей дороже, чем я приобрету", – добавляет Наталья Бадина.

Вещь с "энергетикой богача"

В магазинах с подержанной одеждой можно встретить людей разного уровня доходов. Но предубеждения по поводу "обносков с чужого плеча" тем не менее иногда встречаются.

"Сегодня буквально с покупателем разговор шел о том, может ли у вещей быть негативная энергетика. Вдруг это энергетика от нищего, а хотелось бы от миллионера, говорит он. Но я ответила: "Представьте, вещи прошли обработку газом, паром. Что там от энергетики может остаться?!" У меня бывшая коллега живет в Германии. Она рассказывала, что там просто вещи выставляют и их забирают. И есть стационарные пункты, куда можно эти вещи принести. Не так, что это где-то на помойке валялось. Или с покойника сняли, как один из мифов гласит", – добавляет Ирина Полосьмак.

Тем, кто все же испытывает брезгливость, ресейлеры советуют думать не о "грязи" на одежде, а о загрязнении планеты.

"Во-первых, спасти 30 тонн вещей от свалки – это огромный вклад в экологию. А во-вторых, когда мы покупаем вещь, которая уже произведена и весь ее цикл прошел, то мы не поддерживаем перепроизводство и масс-маркет с его "быстрой модой". Это осознанное потребление", – резюмирует Юлия Белянина.

Для крупного федерального маркетплейса Ozon начали строить склады в Барнауле

Федеральный маркетплейс Ozon наращивает свою инфраструктуру в Барнауле. Его ближайшая цель – 15 тыс. кв. метров складских помещений в современных зданиях

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей

Реклама: ООО СЗ «ВиСКью» ИНН: ИНН 2224188899 Токен: LjN8Ju18L