Бизнес-искренность: Алла Гефке и Сергей Киреев – о преодолении кризисов и поиске себя

Креативные индустрии. Мой бизнес
Креативные индустрии. Мой бизнес Фото: Елена Маслова / "Толк"

Хозяйка именной кондитерской прошла через три кризиса, чтобы прийти к сегодняшнему положению на рынке, владелец маркетингового агентства перепробовал несколько видов бизнеса, пока нашел свой

Известный в Барнауле кондитер Алла Гефке и основатель маркетингового и диджитал-агентства Profit Сергей Киреев публично рассказали о том, какой бывает обратная сторона успешного бизнеса, как они шли к тому масштабу и тем достижениям, что есть сейчас, через какие провалы проходили, с какими кризисами сталкивались и где искали ресурсы для продолжения. Оба предпринимателя выступили со своими "историями искренности" на Форуме креативных индустрий 13 августа в парке "Изумрудный".

Три переломных момента

Алла Гефке, хозяйка кондитерских Alla Gefke:

– Я работаю в кондитерском бизнесе. Сейчас у меня два филиала в Барнауле. Путь мой был хоть и непростым, но радостным. Изначально я заходила в него с любовью. В тот момент я находилась в максимально классном периоде: я была счастлива, гармонична, в любви, у меня родилась дочь. И я решила, что не хочу возвращаться в найм.

Свое новое дело я придумывала не из дефицита, не из страха, не из какого-то страдания, а именно из любви. И это помогает мне преодолевать многие трудности.

Савва Шипилов, Сергей Киреев и Алла Гефке
Савва Шипилов, Сергей Киреев и Алла Гефке
Фото: "Толк"

Я расскажу о трех базовых переломных моментах в моей жизни и бизнесе. Мне кажется, это важно – сегодня говорить о том, как важно в наше непростое, турбулентное время держать внутренний стержень, сохранять уверенность, что ты все делаешь правильно, и не терять ресурсное состояние.

Порядка двух лет я делала торты сама дома. Я горела этим, это была моя работа мечты. Но спустя два года я выгорела практически насквозь. Казалось бы: муж, дети, работа, доход, признание со стороны клиентов. А я себя потеряла.

Это произошло из-за абсолютного смещения в сторону работы. Я спала по четыре часа, ничем для себя не занималась, и в итоге пришла к точке, когда стало понятно, что я либо прямо сейчас все закрываю, либо открываю кондитерскую и начинаю работать в режиме цеха.

Для тысяч креативных предпринимателей Алтайского края примут отдельный закон

Сегодня к числу креативных видов бизнеса относят гастрономию, дизайн и производство одежды, архитектуру, создание IT-продуктов, рекламу, все ремесла и прочие

Я понимала, что в таком уставшем состоянии не могу принимать решение. И дала себе неделю. Уехала в Горный, пришла в себя, выспалась, отдохнула. И поняла, что не имею права бросать свое дело. Оно нравится мне, моим клиентам, это что-то прекрасное, что объединяет людей. И я решила пойти в этот страх – открыть производство.

А это правда страшно. А уж открывать пищевое производство – страшнее втройне. Огромная ответственность и масса донастроек в виде дополнительных требований и проверок.

Преодолеть страхи помогло вот это ровное внутреннее состояние. Я его поймала и поняла, что всё – иду дальше. А через два года поняла, что опять себя потеряла. Потому что я была человек-оркестр: и торт сделать, и клиентов проконсультировать, и с поставщиком пообщаться, и со свадебным организатором встретиться. Хорошо, что у меня тогда не было своей машины, а то бы и курьером бы работала.

Алла Гефке
Алла Гефке
Фото: Скрин со страницы в соцсетях

Тогда решение пришло через других людей. Я поняла, что реально нужно делегировать. При этом, понимаете, я знала, как это делать, ведь, работая в найме, я была коммерческим директором, у меня были люди в подчинении. Но когда на упаковке написано твое имя, это вообще другая ответственность. Мой кондитер несколько месяцев просто смотрела за моей работой, потому что доверить было невероятно сложно.

Я взяла на работу кондитеров, администраторов. Потом ко мне пришел директор производства, она взяла на себя все вопросы по организации работы цеха. Это, конечно, меня освободило и дало дополнительный ресурс. Я вырвалась из текучки. Получилось посмотреть шире на все проблемы, которые приходится решать. И они оказались не такими уж страшными, потому что выяснилось, что огромные ресурсы отнимали 100500 незаконченных дел. А чем больше на себя взваливаешь, тем больше не завершаешь.

И когда я наняла людей, то поняла – всё, можно выдохнуть: здесь ответят, здесь примут заказ, здесь разместят заявку на производство и т. д. Появилась стабильность. Сейчас у меня 15 сотрудников.

Хозяйка брендовых магазинов рассказала о давлении на фешен-рынок и стратегии выживания

По словам Натальи Ильющенко, сегодня меняется поведение покупателей и из-за этого происходит перераспределение спроса - люди чаще ориентируются на цену или конкретную задачу, чем на бренд

Наконец, третий переломный момент произошел два года назад, когда мне пришлось разойтись со своим партнером. Мы не смогли договориться, и цех со всем оборудованием остался у него. Я была вынуждена с нуля заново построить себе новое производство в очень короткие сроки. В экстренном режиме пришлось закупать оборудование, искать новых поставщиков, точки продажи, заниматься ремонтом и т. д.

Паузы мы не делали. У меня была небольшая кондитерская на ул. Пролетарской, и мы там как-то умудрялись работать. Это было на грани человеческих возможностей. И очень страшно – до панических атак, чтобы вы понимали. Это сейчас я могу об этом говорить легко. Я понимала, что у меня уже есть навык возвращаться к себе и укреплять себя в сложных жизненных ситуациях. Но не знала, хватит ли у меня в моменте силы все пережить.

Но несмотря на то, что я тратила все деньги на организацию нового производства, я оставила три статьи расходов на себя: на косметолога, потому что в любых ситуациях надо оставаться красивой, на массажиста и остеопата, которые помогали поддерживать тело в нормальном состоянии, и на психолога, который сохранял ясность ума.

Пирожное. Кондитерская
Пирожное. Кондитерская
Фото: Скрин со страницы Аллы Гефке

Это была ситуация, когда кажется, что весь мир разрушился и ты стоишь на развалинах, понимаешь, что надо дальше что-то делать, а как будто без сил.

Но потихоньку я напитывалась состоянием уверенности, пришла убежденность, что если верить в себя, в свои силы, то можно справиться с любыми ситуациями.

Часть сотрудников не пошла со мной, осталась на старом месте. И у меня был еще тотальный дефицит квалифицированных кадров. Но каким-то волшебным образом быстро нашлись нужные люди. Я даже не знаю, как это вышло. Считаю, что это произошло только за счет того, что я внутри сформировала уверенность, что все будет хорошо. Плюс невероятное количество труда. Если просто верить в лучшее, но сидеть на стуле, то особо ничего не поменяется.

Пекарня, мясо, фото и маркетинг

Сергей Киреев, агентство Ptofit SMM Digital:

– Мой отец был предпринимателем, он был совладельцем сети АЗС. То есть с детства был пример того, кем я хочу стать. Меня готовили к тому, что я продолжу дело отца. Но никакой бизнес не дает гарантии, что он будет вечным. В Алтайском крае по определенным причинам начали массово закрываться частные заправки. И стало ясно, что нужно искать себя самому.

Сергей Киреев
Сергей Киреев
Фото: Скрин со страницы в соцсетях

Первое, что я попробовал, – установил аппараты по продаже штучной продукции: средств личной гигиены, жвачки и т. д. Это был легкий вход – аппараты эти стоили не так дорого. Казалось, что всё – я предприниматель. Но конечно, ничего не пошло, я не мог даже аренду отбить. Это был первый урок, который я усвоил: заходить в какое-то дело лишь бы зайти — это история сомнительная.

И я пошел работать в найм торговым представителем. Мясом торговал. Но понял, что все-таки хочу быть предпринимателем. Начал искать варианты. Как-то однажды я отвел свою девушку на фотосессию. Думаю, прикольно: час пофотографировал, похихикал – заработал деньги. Нормальная тема. Отучился на курсах – и вперед.

Я фотографировал все подряд: и свадьбы, и роддома – брался за любую работу. Но в первую очередь это ремесло. Тут мало предпринимательства. Плюс началось выгорание. И я снова задумался, что делать, потому что, кроме как фотографировать и продавать, я ничего не умел.

И я решил купить франшизу – упакованный готовый бизнес, где четко все расписано. Приобрел франшизу пекарни, решив, что хлеб всегда будут покупать. Но оказалось, что франшиза – вовсе не гарантия того, что бизнес пойдет. Во-первых, технолог был удаленный, а это главный человек на пищевом производстве. Во-вторых, мои пекарни оказались в местах с плохой проходимостью. В результате я ходил на фотосъемки, получал там деньги и раздавал их в пекарне. 2,5 года примерно я работал на нее.

Савва Шипилов, Сергей Киреев и Алла Гефке
Савва Шипилов, Сергей Киреев и Алла Гефке
Фото: "Толк"

Потом я решил вообще все бросить. И мы с другом решили открыть в Новосибирске бизнес по проведению ремонтов в квартирах. Но нам не сделали вовремя сайт, затянулись со сроками. И пока делать было нечего, решили сами продвигать себя в соцсетях. И пошли первые заказы. Но я уже понял, что мне это не интересно.

Но одно я понял из этого опыта отчетливо — социальные сети работают. И у меня был огромный опыт фотографа. Я написал, что могу заниматься продвижением в соцсетях – если интересно, пишите. И первыми моими клиентами стали те, кому я бизнес фотографировал. И начало получаться. И клиентам нравилось. Сначала я делал все сам, потом начал собирать команду – и получилось SMM-агентство.

Но и здесь приходилось постоянно адаптироваться к вызовам. Скажем, запретили некоторые соцсети. Мы начали вести другие – ВК, Telegram. Потом я понял, что мы можем и сайты создавать, – начали это делать. Мало того, стали обращаться люди, которые говорили, что у них уже есть сайт, они за него заплатили миллион, но заказов на нем – ноль. Потому что сайт без продвижения – это как бумажная визитка, которая просто лежит где-то. И я пришел к тому, что надо оказывать услуги по комплексному маркетингу. Сейчас как раз таки это мы и делаем.

Про хейт и отзывы

Алла Гефке:

– Мне приходили сотни восторженных отзывов в личку в WhatsApp, но я заходила в отзывы на 2ГИС – и казалось, что мы такую дичь делаем, не высказать. Меня это ужасно задевало. Со временем я поняла, что нужно изменить свое отношение к этому. Кому-то нравятся наши изделия, кому-то нет – я все равно буду делать то, что я люблю, потому что в своем продукте я уверена на 100%. И когда вот это внутреннее понимание появляется – становится все равно на то, кто что говорит. Мне для этого понадобилась терапия – помощь психолога.

Про партнерство

Жить среди нас: как жительница Барнаула возрождает русскую культуру на одежде

Неординарный взгляд на современный дизайн одежды принес предпринимательнице из краевой столицы победу в одном из крупных профессиональных конкурсов в Москве

Сергей Киреев:

– Если первый раз открываешь бизнес с другом, ничего не проговорив на берегу, разругаться – вообще на раз-два. У меня так чуть не случилось с первым бизнесом.

Сейчас я тоже работаю не один. Но разница существенная. Нужно с самого начала выстроить рамки. Во-первых, кто-то должен быть условно старшим – тот, за кем остается последнее слово. Во-вторых, хорошо бы, чтобы один дополнял другого. Скажем, я больше про цифры, а мой партнер – больше про творчество. Партнерство на самом деле может быть классным, если все условия проговорить сразу.

Алла Гефке:

– Если идти в партнерство, надо его четко прописывать – от и до, в том числе сценарии расставания. Тогда человек будет четко понимать, что его будет ждать на выходе. Тут главное – без розовых очков. В этом случае никакой эмоциональной настройки вообще не должно быть, только логика, юристы, подкованность.

Здесь же еще какой вопрос. Если денег становится много, то возникают вопросы у каждого из партнеров, кто больше вложился, принес пользы и т. д. А если денег мало, то претензии и поиск виноватых.

Когда человек на старте, может не хватить компетенций, чтобы увидеть подводные камни, поэтому я бы рекомендовала начинать самостоятельно. А потом уже, с опытом, искать варианты партнерства.

Дело жизни: как жительница Барнаула создает необычные игрушки на 3D-принтере

Создание игрушек на 3D-принтере - необычный и творческий процесс, который требует определенных умений и широкого воображения

Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFH5yHk4