Уралсиб: "Строим процессы так, чтобы прибыль получали и мы, и наши клиенты"

Экономика, 8:00, 15.10.2021
Руководитель блока корпоративного и малого бизнеса Банка Уралсиб Евгений Абузов
Руководитель блока корпоративного и малого бизнеса Банка Уралсиб Евгений Абузов Фото: РБК

Эксперт банка "Уралсиб" рассказал журналистам об основных трендах в банковском секторе и состоянии малого бизнеса, преодолевающего вызванный пандемией кризис

Малый бизнес пережил пандемию и активно восстанавливается, набирают популярность кастомизированные предложения и пакеты, клиенты в основном предпочитают общаться и приобретать банковские продукты дистанционно – об основных трендах в банковском секторе журналистам рассказал заместитель председателя правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса Банка Уралсиб Евгений Абузов.

Основные вопросы, которые обсуждались в ходе пресс-конференции, касались того, как банки и бизнес пережили самую тяжелую фазу коронакризиса, с какими потерями и приобретениями вышли из кризиса клиенты Уралсиба – в первую очередь представители малого бизнеса. Банк Уралсиб участвовал в государственной программе, позволяющей провести реструктуризацию долгов субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших во время пандемии, и ею воспользовались около 20% клиентов. Помимо этого, были разработаны собственные меры поддержки, например, отменена комиссия за эквайринг – поскольку он нужен прежде всего наиболее пострадавшей тогда сфере розничных услуг, и созданы специальные банковские продукты для предприятий медицинской направленности.

"Медицина была на переднем крае борьбы с коронавирусом, мы хотели эту сферу поддержать", – подчеркнул Евгений Абузов.

Эксперт отметил, что меры поддержки показали свою эффективность и помогли бизнесу преодолеть трудности. На сегодняшний день ситуация стабилизировалась и многие направления сегмента демонстрируют рост.

Один из барометров стагнации или роста малого бизнеса – динамика кредитного портфеля.

"В начале коронокризиса мы ужесточили кредитную политику к новым клиентам, но к имеющимся относились лояльно. Когда пятая часть клиентов пришли к нам за реструктуризацией – конечно же, это вызвало некоторые сомнения и опасения по поводу качества портфеля. Но через 180 дней действия реструктуризации по госпрограмме стало очевидно, что просрочка оказалась минимальной на уровне 0,1-0,2%. Малый бизнес очень быстро восстановился – его кредитный портфель вырос на 70%", – рассказал Евгений Абузов.

Он обратил внимание на тот факт, что разные отрасли вышли из кризиса в разном состоянии: турбизнес, рухнувший в самом начале пандемии, позже за счет внутреннего туризма пережил "ренессанс" и накопил небольшие резервы. Бенефициарами роста цен на сырье и строительные материалы, стали не только крупные российские компании, но и представители малого бизнеса, предлагающие им разного рода услуги или действующие на субподряде. В 2021 году предприятия малого бизнеса закрываются в полтора раза меньше, чем в 2020-м. Более того, наблюдается положительная дельта – предприятий малого бизнеса открывается больше, чем закрывается.

В 2020 году не случилось дефолтов в сегменте госзакупок, которые ожидала банковская сфера. Благодаря лояльному отношению государства к срокам и изменению условий у бизнеса не возникло особых проблем с выполнением контрактов. Не смотря на то, что разрывались цепочки и задерживались поставки из-за границы, бизнес смог исполнить свои обязательства. Евгений Абузов подчеркнул тот факт, что 2021 году малый бизнес стал еще активнее участвовать в госзакупках, о чем свидетельствует повышение спроса на гарантийные услуги: количество выданных банковских гарантий за девять месяцев текущего года сопоставимо с их общим количеством за весь прошлый год.

Гарантийные услуги продемонстрировали интересную траекторию движения – из крупного сектора они "провалились" в малый, минуя средний бизнес. Еще несколько лет назад банки давали гарантии только крупным надежным клиентом после глубокого анализа рисков. Теперь многие банки предлагают эту услугу и малому бизнесу. Анализируется большие массивы данных, на основе которого делается не индивидуальный, а среднестатистический прогноз. И если у клиента нет просрочек, он очень быстро может получить гарантию.

За минувшие полтора года был совершен огромный скачек в развитии цифровых и дистанционных услуг.

"Мы запустили новый мобильный банк, начал работу круглосуточный колл-центр. Мы сместили фокус с прямых продаж и офлайн обслуживания на онлайн, перешли на дистанционный формат. На сегодняшний день почти все услуги можно получить удаленно. Доля клиентов, которые физически вообще не посещают банк, составляет около 70%",– рассказал Евгений Абузов.

Он также добавил, что цифровизация банков началась еще до пандемии, но кризис ускорил эти процессы и очистил их от лишнего.

"До 2020 года мы сотрудничали со сторонними разработчиками, и не все проекты были успешны, а в прошлом году стали больше набирать IT– специалистов, что позволило в итоге значительно ускорить период вывода новых продуктов на рынок. Сейчас мы выпускаем новые релизы как в мобильном, так и в интернет-банке фактически каждые три месяца.", – отметил эксперт.

Что касается банковских новинок, то здесь можно говорить о преобладании нишевого подхода: успех новых пакетов заключается не в том, что они содержат что-то действительно новое, ранее не предлагавшееся, а в том – как они сформированы для каждого конкретного вида бизнеса. Для торговли это будет одно, для салонов красоты – другое, для медицинских учреждений – третье. Изучение потребностей клиентов, поиск партнеров для реализации уникальных продуктов – таковы точки роста. Банк строит будущее не как экосистему, объединяющие разные сервисы, а как многочисленные коллаборации, которые считает для себя более эффективным форматом. "Мы выстраиваем процессы таким образом, чтобы это приносило прибыль и нам, и нашим клиентам. Это и есть наша устойчивая долгосрочная модель", – резюмировал эксперт.

Текст: Жанна Михиенко

Реклама.
Читать tolknews.ru в

Лента новостей