Визуальную летопись Барнаула XX века создавали не только профессиональные мастера. Среди тех, чьи снимки стали бесценными документами эпохи, были человек слова, человек войны и человек искусства
Историю Барнаула прошлого века писали не только люди пера, но и фотографы. И иногда в роли хранителей визуальной памяти города выступали неожиданные личности. Их снимки сложились в уникальную и многоголосую фотолетопись города, бережно хранимую Алтайским государственным краеведческим музеем. Предлагаем взглянуть на кадры прошлого и узнать, кем были авторы этих исторических фотографий.
"Премудрая Крыса Онуфрий"
Имя Порфирия Алексеевича Казанского – это целый пласт истории Алтая начала XX века. За свою жизнь он сменил множество ролей: юрист, поэт, редактор, председатель городской Думы, краевед и педагог.
Уроженец Томской губернии, выпускник юридического факультета, он выбрал не судебную практику, а служение слову. Его литературный путь начался с эпиграмм и куплетов в сатирических томских журналах.
А с 1912 года его судьба прочно связалась с Алтаем. Казанский стал ключевой фигурой в редакции газеты "Жизнь Алтая". Именно там расцвёл его талант фельетониста. Под остроумным псевдонимом "Премудрая Крыса Онуфрий" он едко и метко комментировал местную жизнь.
Но его деятельность не ограничивалась журналистикой. В бурные годы революции и Гражданской войны он активно участвовал в общественной и политической жизни, выпускал поэтические сборники. И конечно же, фотографировал.
А в 1920-е годы на первый план вышла его педагогическая ипостась. Эта многогранная, кипучая деятельность была трагически прервана. В августе 1937 года его уволили из школы, а затем арестовали. В июле 1938 года суд вынес приговор: высшая мера наказания. В 1960 году Порфирий Казанский был реабилитирован.
Ах, какой был полковник
Леонид Борисенко – еще один человек, внесший огромный вклад в фотохронику Барнаула, мог бы никогда не побывать в Алтайском крае, если бы не события Великой Отечественной войны. Полковник, заместитель начальника Лепельского артиллерийско-минометного училища, он был эвакуирован вместе с училищем из Белоруссии в Барнаул в июле 1941 года.
Фактически фотография была его хобби, впрочем, это не мешает его работам быть по-настоящему бесценными как для краеведов, так и для обычных горожан. Нередко Леонид Ильич снимал детский сад №35, в котором работала его супруга – Раиса Борисенко.
Мастер своего дела
Неоценимое наследие оставил и фотограф Сергей Борисов. Будучи уроженцем Симбирска (ныне – Ульяновск), волею судеб он оказался в Сибири, встретил любовь и навсегда связал жизнь с этим городом.
Изначально Борисов интересовался театром, но в итоге посвятил себя фотоделу, основав в конце XIX века успешное фотоателье. В своем деле он стал настоящим мастером – ему удавались как портреты, так и репортажные фотографии.
К слову, Сергею Борисову предлагают установить памятник в Барнауле. С такой инициативой выступил журналист телеканала "Толк" Николай Потешкин. Задумку поддержали в арт-резиденции "Носорог", созданной при Алтайском заводе точного литья. В "портфолио" этих мастеров уже входят установленный памятник купцу Сухову и готовящийся к открытию монумент Федору Достоевскому. Следующим проектом может стать скульптура Сергею Борисову, первый эскиз которой уже готов.