У каждого города Алтайского края свой характер и своя судьба, сплетённая из петровских указов, стальных магистралей и огня эвакуированных заводов
Алтайский край – это не только поля, степи, целебные озера и предгорья. Это прежде всего люди и места, где они живут. Города региона на первый взгляд кажутся абсолютными противоположностями: научные столицы, аграрные житницы и промышленные точки опоры. Однако все они связаны одной судьбой, историей и широтой алтайской земли. Предлагаем заглянуть в архивы Алтайского государственного краеведческого музея и вспомнить, как выглядели крупные населенные пункты региона в советское время.
Камень-на-Оби
Камень-на-Оби – город, чье имя говорит само за себя. Его история началась в 1751 году с природной твердыни – древнего, сглаженного временем отрога Салаирского кряжа, выступившего на поверхность земли. Долгое время это было крупное село, но в 1915 году обрело статус города. В 1918-1919 годах Каменский уезд стал одним из главных очагов яростного партизанского сопротивления, а после появления железной дороги Камень-на-Оби превратился в мощный транспортный узел Средне-Сибирской магистрали.
Рубцовск
Судьба Рубцовска похожа на путь многих сибирских городов: скромное начало в качестве села в 1886 году и неторопливая жизнь до тех пор, пока ее ритм не начал задавать стук колес поездов по новой магистрали. Железная дорога связала населенный пункт с большим миром, ускорив его перерождение в город в 1927 году. Однако истинную душу и мощь Рубцовску подарили трагические страницы нашей истории. В годы войны он стал надежным тылом, приняв эвакуированные предприятия. Одесский и харьковский заводы, встав на алтайскую землю, не просто продолжили работу – они дали жизнь новым промышленным гигантам "Алтайсельмашу" и "Алттраку".
Бийск
Появление Бийска на карте – воля самого Петра Великого. Основан он был еще в 1709 году как стратегическая крепость. Именно здесь был подписан договор о вхождении Горного Алтая в состав Российской империи. Из военного форпоста к началу XX века он превратился в торгово-купеческий центр, заключавший сделки со странами Европы. Статус наукограда город получил уже в современной истории – в 2005 году.
Славгород
Славгород – ровесник бурного индустриального века. Возникнув в 1910 году, он за несколько лет совершил головокружительный рывок: получил статус города в 1914-м и жизненно важную железнодорожную ветку в 1916-м. Уже в 20-30-е годы здесь была заложена промышленная база, но настоящий "большой скачок" произошел в 1941-м с прибытием эвакуированных заводов из Серпухова и Крыма. Именно эти предприятия – будущие флагманы машиностроения и химии – стали градообразующими. После войны на их фундаменте выросла многопрофильная промышленность: от радиоаппаратуры до мясокомбината.