Из-за спецоперации на Украине крупнейшие голливудские студии приостановили прокат новинок кино в России. В этих условиях даже крупнейшие барнаульские кинотеатры столкнулись с серьезными трудностями
Российские (и не только) кинотеатры за последние два года оказались среди отраслей, которые словно бы чем-то прогневили высшие силы. Сначала по ним ударила пандемия и сопутствующие ограничения. Еще более тяжелый удар по невосстановившейся индустрии кинопоказа нанесли санкции, наложенные на Россию из-за начала военной операции на Украине. Отечественные "иллюзионы" фактически лишились основного источника доходов – фильмов крупных западных киностудий. Как с этой ситуацией справляются (и справляются ли) кинотеатры Барнаула, выяснял корреспондент издания "Толк".
"Кина не будет"
Крупнейшие киностудии – Warner Bros, Sony, Disney, Paramount и Universal – приостановили прокат своих фильмов на территории Российской Федерации 1 марта.
Причиной стали все те же события на Украине, а именно начало военной операции. Как результат, зрители в России лишились целого ряда ожидаемых премьер: это и новый "Бэтмен" Мэтта Ривза, и мультфильм "Я краснею" от Pixar, и кинокомикс "Морбиус" от студии Sony.
Причем об отмене некоторых показов стало известно буквально за день до премьеры.
Кинотеатрам пришлось возвращать деньги за уже купленные билеты и в экстренном порядке искать способы продолжать работу в условиях заметно сократившегося репертуара.
Нехватка контента
В Барнауле самый большой охват зрителей, вероятно, у сети "Киномир". У нее семь кинотеатров, в которых работает порядка 150 сотрудников. Однако похоже, что тяжелые времена настали и для нее.
Как сообщила руководитель отдела репертуара и связей с общественностью сети Анастасия Семенчина, за последнее время посещаемость кинозалов сократилась примерно в три раза. Даже несмотря на небольшой рост в праздничные мартовские выходные. И сейчас кинотеатры находятся буквально на грани выживания.
Чтобы хоть как-то справиться с обстоятельствами, сеть продлевает показ фильмов, начатый до санкций, а также работает с новыми российскими релизами, независимыми зарубежными прокатчиками и их предложениями, включая повтор зарубежной и отечественной классики, показы авторского кино, документальных фильмов, арт-лекториев и концертов. Кроме того, рассматривается и вариант переноса показов вместо отмены.
Однако нивелировать сложившуюся ситуацию этими мерами не удается. Российских фильмов попросту для этого недостаточно. А у независимых прокатчиков хоть и немало различных картин в арсенале, но все-таки не тот масштаб спроса. Что в итоге ставит кинотеатры перед острым дефицитом контента.
Вероятность показов фильмов без лицензии "Киномир" категорически исключает. Что, впрочем, несет еще одно возможное последствие.
"Легальный контент – это большая ответственность каждого человека. (…) Есть вероятность того, что пиратство теперь будет расцветать", – считает Анастасия Семенчина.
Кроме того, теперь кинотеатры вынуждены гораздо осторожнее подходить к выбору фильмов для показа. Если раньше можно было поставить фильм и уже потом оценить его популярность у зрителей, то сейчас выбор картин стал еще более тщательным.
В общем, похоже, что коммерческим кинотеатрам помощь очень не помешает. Со стороны государства ее пока нет: прошло слишком мало времени. А вот поддержку как пострадавшая от пандемии отрасль кинотеатры все-таки получили.
Живее всех живых
Впрочем, у некоторых кинотеатров дела идут своим чередом. Однако касается это только государственных учреждений. В Барнауле к ним относится кинозал "Премьера", который существует в составе краевого автономного учреждения "Алтайский государственный Дом народного творчества".
"Премьера" не показывает голливудские блокбастеры. Специализация кинотеатра – фестивальные и независимые фильмы, а также советская классика, которой, как сообщила руководитель Дома народного творчества Елена Карпова, в запасе хватает.
Да и с фестивальными фильмами проблем не ожидается. Руководство кинотеатра заключает договор на показ кино непосредственно с устроителями фестивалей, без промежуточного звена в виде дистрибьюторов. И здесь все пока что осталось по-прежнему.
Так что даже при самом худшем течении "Премьера", вероятно, останется на плаву, даже если коммерческий сегмент отрасли. В этом можно увидеть даже некоторые, пусть и очень спорные плюсы: тогда среднестатистический зритель будет попросту вынужден смотреть не "попкорновые блокбастеры" (которые, разумеется, точно так же необходимы кинорынку), а нечто более интеллектуальное.
Однако в эту перспективу верится с трудом: скорее уж просмотр кино станет полностью домашним, а основным прокатчиком станут пираты. И чтобы этого не произошло, рядовому зрителю пока остается лишь одно – поддержать отечественные кинозалы рублем.