В Новоалтайске наметился бум строительства многоквартирных домов. Такая перспектива может серьезно изменить сложившееся лицо города
В 2023 году администрация Новоалтайска провела переговоры с несколькими застройщиками многоэтажных жилых домов и потенциальными работодателями, которые могут дать несколько тысяч новых рабочих мест. Эти и другие факты говорят о том, что город будет расти. Задача градостроителей сделать так, чтобы он стал комфортным и желанным местом для проживания. Однако это непросто из-за ряда причин. Об этом шла речь на стратегической сессии по застройке Новоалтайска – города-спутника Барнаула.
"Стали резко привлекательны"
"Я думаю, что мы находимся на пороге серьезных изменений, – рассказал на встрече глава города Владимир Бодунов. – Мы стали резко привлекательны для барнаульских застройщиков. В этом году прошли переговоры с пятью компаниями".
Также в 2023-м в городе утвердили изменения в генеральный план и обозначили несколько направлений для жилой застройки. Первое – свободные от строений площадки 10-го и 11-го микрорайонов с потенциалом под 20–30 тыс. кв. метров. Также в администрации приводят в порядок территории с неузаконенными гаражами и погребами, сносят ветхие дома и т. д. Эти участки будут выставлять на аукционы.
Кроме того, несколько локаций отводят под индивидуальные дома. Планируется выставить на торги территорию, рассчитанную примерно на 200 домов.
"Еще один пример – изменение назначения земли. Например, там, где ранее планировался торговый центр (ул. 40 лет Победы, 11. – Прим. ред.), будет построен красавец многоэтажный жилой дом 10–12 этажей – в стиле сталинской высотки", – говорит Владимир Бодунов.
Всего под компактную высотную застройку в Новоалтайске зарезервировано 40–50 га, сообщил Вячеслав Бондарев, замглавы администрации по градостроительству:
"В общей сложности мы получаем на расчетный срок 25 лет около 600 тыс. кв. метров в многоквартирных домах. Прирост по малоэтажной жилой застройке составит за этот срок примерно 50% от многоэтажек. То есть будет тенденция к строительству многоэтажного жилья (до 16 этажей. – Прим. ред.) в противовес индивидуальному".
Кто будет жить в Новоалтайске
Сейчас в Новоалтайске проживают 73 тыс. человек. Это крупный транспортный узел сибирского региона. Его железнодорожная сортировочная станция входит в число 10 крупнейших в России. Также город находится на автомобильной транспортной развязке дорог федерального значения на Новосибирск, Кузбасс, Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск.
По объему производства на душу населения город занимает второе место в крае. Градообразующие предприятия – "Алтайвагон", Новоалтайский хлебокомбинат, "Зиас машинери", логистические центры "Мария-Ра" и "Прайд-А". Сейчас в администрации рассматривают проект строительства крупного логистического центра, в котором может быть создано до 9 тыс. рабочих мест.
"Когда у нас появится комфортное и демократичное по цене жилье, мы будем являться центром притяжения, – продолжил мэр. – Основная точка роста [города] будет состоять в новых жителях. Работать они смогут в краевом центре, но и у нас есть большая возможность трудоустроить их. Мы ожидаем дополнительно 50–60 тыс. населения, но это не предел".
Присутствовавший на встрече новый застройщик Владислав Рыжков, возглавляющий группу компаний "Оптимум", рассказал, что рассчитывает на покупателей из Барнаула и прилегающих территорий. По его словам, опыт строительства жилья в городе Обь рядом с Новосибирском говорит о том, что люди готовы переезжать в малые города.
"Мы можем привлечь новую кровь в город. Когда мы строили ЖК в Оби, старались донести людям преимущества проживания в городе-спутнике. Это меньший ритм жизни по сравнению с большим городом. Это бОльшая транспортная доступность".
Управляемая смена лица города
Потенциал массивной застройки Новоалтайска и возможность увеличить население поставили перед градостроителями новую проблему: как создать новое комфортное пространство с учетом новостроек, давно построенных зданий, имеющихся дорог, общественных пространств, соцобъектов и т. д.
Владислав Вакаев, руководитель "Фонда имущества Алтайского края" и куратор реновации парка "Изумрудный", говорит, что нужно акцентировать внимание на озеленении и общественных пространствах: они делают проживание в городе комфортным и увеличивают капитализацию недвижимости вокруг. Также он призвал градостроителей обращать внимание на транспортную доступность. В том числе продвигать идею новых логистических связей с Барнаулом.
Архитектор Дмитрий Индюков считает, что городу нужно сохранять индивидуальность, а не становиться спальным районом Барнаула:
"У Новоалтайска есть свои условия, которые нравятся людям. Это озелененная территория с небольшой высотностью домов и небольшой же плотностью населения. У меня много друзей здесь живут, и кто-то из них работает в Барнауле. Им нравится это место за особый уют. Но я услышал, что комплексная застройка Новоалтайска будет вырастать оазисами. Они будут восприниматься массивно. Это некрасиво. Среди этих комплексов есть вся остальная среда, которая видоизменяется и живет. И вот об этом нужно внимательно подумать: насколько эти комплексы будут гармоничны во всем городе".
Индюков говорит, что точечно запроектированный жилой дом может быть выполнен по всем нормам, быть красивым. Однако он может спорить с окружающей средой, не увязываться в сценарий жизни новосела и окружающих.
"Когда мы говорим о современной застройке, то чаще – о материалах и картинке. Их диктуют рынок спроса и реклама. <…> Но если говорим о современном городе, то здесь нужно рассуждать не о картинке, а о методах и способах проектирования с проработкой разных сценариев. Условно: где устроить пешеходный переход так, чтобы он не нарушал правил дорожного движения, но был удобным. Ведь если он будет неудобным, горожане начнут перебегать дорогу где попало", – добавил Индюков.
"Вплоть до запрета на красные фасады"
В администрации города заверили, что новая застройка регулируется всеми доступными инструментами: есть генплан, заработал градостротельный совет, также в мэрии осмысливают новые проекты и, как говорилось выше, могут изменить назначение участка, если ему нужна новая функция. Например, отказаться от торгового центра.
Однако участники стратегической сессии опасаются, что этих инструментов будет недостаточно. Индюков подчеркивает: генплан – это нужный документ, но он дает общий план застройки. А нужен индивидуальный, с проработкой каждой детали. Вплоть до цветового кода города. Скажем, с запретом на красные фасады. Для этого есть смысл провести специальные исследования, подготовить проект. Но встает вопрос с финансировании работ и готовности застройщика следовать рекомендациям.
Пока строителям и администрации удается договариваться в "ручном режиме". Так, рядом с многоэтажкой, которую собирается строить ГК "Оптимум", в мэрии запланировали новую зеленую зону. Она станет продолжением территории расположенной рядом школы и рекреационной зоной для всего района. Кроме того, сообщил Бодунов, рядом с этой новостройкой есть еще участки к аукциону под застройку жильем. То есть новый застройщик может думать о комплексной застройке территории в будущем.