Жители поселка, который хотят оставить доживать "на амортизационный период" готовы биться за свои права, и закон встает на их сторону
Алтайский краевой суд признал часть Генерального плана Барнаула недействующим: обратившиеся с иском жители поселка Восточный доказали, что в документе неправомерно поменяли функциональные зоны под их домами. Чиновники отстаивают свою позицию в суде высшей инстанции, но прецедент в пользу горожан уже создан. И он открыл путь десяткам исков, потому что жители Восточного не желают иметь дома в вымирающем поселке.
По 100 тыс. рублей псу под хвост
В Восточном примерно 1,2 тыс. частных домов. Из них половина приватизирована, еще четверть находится в процессе. Помочь собственникам может только суд.
"В 2010 году закон позволил единожды и бесплатно узаконить в собственность землю, если на ней уже был самовольно построен дом. Кто-то успел воспользоваться этим правом, – рассказывает Светлана Дядикова, председатель ТОС микрорайона Восточный. – Но в 2014 году произошло наводнение, и людям выплачивали компенсации. Сначала 50 тыс. на каждый дом, а потом и по 50 тыс. на ремонт каждого "квадрата" собственности тем, у кого имущество было приватизировано".
С тех пор узаконение недвижимости в поселке Восточном превратилось в дорогостоящий квест. В комитете по архитектуре отказывали жителям в приватизации земли, отправляя в суд. Там отказ оспаривали и землю можно было узаконить. Обходилось все каждому "двору" примерно в 100-150 тыс. рублей.
Жители просили мэрию позволить хотя бы узаконить участки, по которым уже вынесли судебные решения в пользу граждан и присвоены кадастровые номера. Ведь стоимость узаконенного дома 2 млн рублей, а неузаконенного – 500 тыс. Продать или передать его по наследству можно, лишь подписав простое согласие, не подкрепленное в Росреестре.
"Но в администрации города дотянули до конца 2019 года, пока в силу не вступили новые правила землепользования и застройки (приняты на основе Генерального плана, – прим. ред.). То у них ответственное лицо в отпуске или на больничном, то еще какая-нибудь проблема", – продолжает Светлана Дядикова.
В 2020 году барнаульцы пошли на то, чтобы оспорить базовый документ города – Генеральный план развития до 2026 года.
Не правда ваша
Всего в процессе узаконения в поселке Восточном около 300 участков, говорит Светлана Дядикова. По нескольким из них уже есть положительные решение, следует из решения на сайте суда Алтайского края. Иски адресованы Барнаульской городской Думе, которая своим решением признала легитимность Генерального плана.
Юрист Дмитрий Косов, представляющий интересы жителей поселка Восточный, пояснил "Толку", что "ошибку" заметили в ОНФ, ряд общественников и депутатов еще на стадии обсуждения документа.
Чтобы разговаривать с чиновниками аргументировано, они провели экспертизу предыдущих правил землепользования и застройки относительно территории Восточного. Документ стоимостью 40 тыс. рублей доказал, что там нет должным образом установленных специальных зон, а вот жилая должна появиться. Разработчики надеялись, что это будет железным аргументом для авторов нового Генерального плана и правил землепользования, которые готовятся на его основе. Но нет.
"Инициативная группа вышла с предложением к мэрии: надо учитывать, что в Восточном фактически есть индивидуальные жилые дома. Поэтому там нужно разместить жилые зоны. Не оставлять людей без всего, – продолжает Дмитрий Косов. – Для этого и делалось заключение специалистов, но его проигнорировали. Генплан принимался в скоропалительном варианте с грубыми нарушениями. Мы можем это заявлять с полной ответственностью, потому что уже есть судебные решения".
В деле, которое рассматривается в краевом суде с марта 2020 года, защитники интересов граждан доказали: зона озеленения не равна зоне подтопления. Последняя устанавливается на основании требований Водного кодекса и имеет конкретные границы, закрепленные в Росреестре и на специальных картах.
Более того, этот статус не означает, что жилищное строительство следует прекратить. Он лишь говорит о том, что власти обязаны обеспечить инженерную защиту территории возможных катаклизмов.
"Для администрации города поселок Восточный не интересен для перспективной жилищной застройки. Например, потому что там превалирует производство, хотя на самом деле большинство предприятий уже не выполняет свой функционал. Ну и, конечно, из-за паводка и того, что бровка осыпается. Там надо инвестировать в инженерные меры защиты территории или выкупать жилье. Поэтому муниципалитет бьется. Да, в мэрии понимают, что часть домов узаконена, но фактически их оставили доживать", – добавляет юрист.
Решение Алтайского краевого суда не устроило Барнаульскую городскую думу: дело переместилось в Апелляционный суд, который базируется в Новосибирске. "Но по одному из подобных дел уже было апелляционное определение, то есть уже есть прецедент неудачного обжалования решения краевого суда. Пойдут ли чиновник в кассацию – пока неизвестно", – уточняет Дмитрий Косов.
Но если для одних это просто работа, для других – новые затраты, сетует Светлана Дядикова:
"Людям придется оплатить командировки юристов в соседний город. А вот оппоненты будут работать за счет бюджета, выписав себе командировочные. Многие опускают руки, потому что можно потратить очень много личных средств. Кто-то даже кредиты брал. И при этом ничего не получить. Законы слишком быстро меняются".
Когда-то был нужен
Поселок Восточный был уже в 1927 году. По крайней мере в ТОС есть документы, которые свидетельствуют об этом. В войну тут случился строительный бум: на площадку, которую готовили под текстильный комбинат, перевезли станкостроительный завод.
Пока первые станки размещали и запускали под навесами, прибывшие рабочие строили поближе к ним свои дома. Руководство города и завода было довольно. Ведь людей не надо возить служебным транспортом на смены и даже квартиры по очереди предоставлять нет нужды, рассказывает поселка Светлана Дядикова.
Оттого Восточный имеет все признаки спонтанно застроенной территории, жители которой постоянно борются за свои права. Улицы частного сектора здесь довольны узкие и сильно извилистые, дома небогатые, а некоторые из них оказались через огород от промышленных предприятий.
Но жители любят свой поселок. Здесь устроены детские площадки, растут огромные ели, а дороги аккуратно расчищены от снега.