Факты и цифры. Ученые АлтГУ о торговле и торговых центрах Барнаула

Экономика, 6:17, 18.03.2019
Факты и цифры. Ученые АлтГУ о торговле и торговых центрах Барнаула
Факты и цифры. Ученые АлтГУ о торговле и торговых центрах Барнаула Фото: Анна Меньшикова

Алтайский край является одним из лидеров страны по заказу товаров из Китая

Что предпочитают покупать жители региона в торговых центрах, а что в интернете? Какое место занимает краевая столица среди других городов СФО по росту торговых площадей, в чем Барнаул может составить конкуренцию (в сфере торговли) городам-миллионникам и сколько в нашем городе стационарных предприятий розничной торговли?

Подробный материал о торговых предпочтениях барнаульцев подготовлен совместно с учеными и студентами Алтайского государственного университета.

Сколько магазинов в Барнауле?

В 2017 году в городе работало 2 234 ед. (в 2015 году – 2 113 ед.) стационарных предприятий розничной торговли. Из них 1 113 магазинов непродовольственных товаров, 1 016 магазинов продовольственных товаров, 105 смешанных магазинов. А еще 67 супермаркетов, 66 торговых центров, 9 гипермаркетов и 44 универмага.

Почему в "Бахетле" иногда дешевле, чем в "Марии-Ра". Что предлагают своим клиентам основные игроки рынка в Алтайском крае

За три года в краевой столице открылось значительное количество крупных торговых центров:

  • "Арена" (общая площадь – 150 тыс. кв. м);
  • "Волна" (29 тыс. кв. м);
  • "Лето" (25 тыс. кв. м);
  • "Гулливер" (25 тыс. кв. м);
  • "Галактика" (200 тыс. кв. м);
  • "Пионер" (80 тыс. кв. м).

В 2017 году в Барнаул пришел крупный федеральный ритейлер "Пятерочка", открылся 21 торговый объект сети магазинов "Ярче" в формате "Магазин у дома". Также начали работать крупные объекты потребительского рынка: банкет-холл "Кензо" (ул. Власихинская, 160), кафе "Грильница" (пр. Красноармейский, 61), гипермаркет "Леруа Мерлен" (Правобережный тракт, 25), банкет-холл "Этажи" (ул. Взлетная, 23) и другие.  

В результате торговая инфраструктура Барнаула в значительной степени обновилась, произошли качественные ее изменения именно за счет открытия торговых объектов современных форматов, отмечают эксперты.

Согласно данным Алтайкрайстата, доля торговли в валовом региональном продукте (ВРП) за 2015-2017 годы сократилась на 1,8% и в 2017 составила около 14%. При этом доля прибыли от торговой деятельности в Алтайском крае имела положительную динамику. Если в 2015 году она была равна 13% (779,1 млн руб.), то уже в 2016 году – 15,4% (939,5 млн руб.). Прибыльными являлись  81% торговых предприятий (а в целом по региону среди всех видов деятельности  — 71%).

Ярмарки и рынки Барнаула

Сегодня в Барнауле работают 12 постоянно действующих ярмарок. В 2017 году в городе работало шесть розничных рынков:

  • ООО "Новый рынок" ("Юбилейный");
  • ОАО "Торгово-производственный комплекс Алтайского края" ("Продовольственный");
  • ООО "Янтарный", ООО "Регион-Сервис" ("Автомобильный рынок");
  • ООО "СибИнвест-Груп" ("Крытый рынок");
  • ООО "Сельхоз рынок".

В 2016 году статуса розничного рынка лишили ООО "БИЗНЕС И ЗАКОН" ("Центральный рынок"). Причина – нерентабельность, проблемы с основными арендаторами, которые довели здание рынка до аварийного состояния, а также долги коммунальным и налоговым службам.

Оборот розничной торговли в Алтайском крае в 2016 году был равен 326,9 млрд рублей, что в товарной массе на 5% меньше, чем в предыдущем году. Удельный вес в нем пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 50%, а непродовольственных товаров – 49,7%. В Барнауле на протяжении последних лет наблюдается устойчивая активизация потребительского рынка. Это выражается в росте оборота розничной торговли: в 2017 году прирост данного показателя составил 15%.

Интернет-магазины

Эксперты отмечают, что покупки онлайн все больше и больше привлекают барнаульцев. Так, в 2018 году объём продаж через интернет на региональных электронных площадках увеличился в два раза и составил 1 млрд рублей.

В нашем регионе этот сегмент рынка в основном представлен международными и федеральными компаниями. Из краевых компаний, кто успешно совмещает традиционные продажи с электронной коммерцией, можно выделить "Новэкс".

Интересно, что сегодня Барнаул наряду с Москвой входит в число крупных городов страны с самым большим количеством покупок через интернет. Эксперты отмечают, что наш регион – один из лидеров страны по заказу товаров из Китая. Наибольший спрос на алтайские товары наблюдается в Москве, Екатеринбурге и Иркутске.

Что барнаульцы покупают через интернет?

Интернет-магазины жители краевой столицы выбирают по многим причинам. В частности, такой способ шопинга их привлекает благодаря более широкому ассортименту, удобству выбора товаров для дома, более низким ценам и возможности быстрого нахождения информации о продукте.

"Это подтверждают данные выборочного интервьюирования жителей г. Барнаула: 76% опрошенных используют интернет для покупки товаров. В основном с помощью интернета покупают одежду и обувь (55%), украшения и аксессуары (30%), бытовую технику и электронику (28%)", – сказано в научной работе.

При этом наибольшей популярностью для интернет-покупок пользуются зарубежные платформы (их выбирают 80% респондентов) и русифицированные интернет-сайты зарубежных компаний (28% респондентов).

Экономист о том, как изменятся цены на продукты, вещи, бензин, а также ждать ли роста зарплат и пенсий жителям Алтайского края

Интернет-сервисы российских компаний и компаний непосредственно Алтайского края не пользуются большим спросом. Им отдают предпочтение всего 20% и 8% опрошенных соответственно.

"Данная статистика говорит о необходимости расширения ассортимента и занятия "ниш" местными производителями и торговыми агентами: многие респонденты отмечали низкое качество и очень скромный ассортимент представленных на реальном рынке товаров, а также недостаток таких товаров, как вегетарианская еда, одежда и обувь достойного качества, безлактозные продукты, товары для здоровья, недорогая книжная продукция. Кроме того, неудобство для покупателей создают слабая развитость сервисных услуг и проблемы с доставкой", – сказано в исследовании.

При этом парадокс: многие опрошенные говорят, что у них есть недоверие к интернет-магазинам. И в целом они предпочитают "реальную" торговлю виртуальной. Интернет как основное место покупки непродовольственных товаров назвали только 11%.

Переориентация

Ученые говорят, что отмечается переориентация торговых центров на развлечения. Из-за падения реальных денежных доходов населения ТРЦ становятся местом времяпрепровождения.

В ТРЦ, как правило, покупают продовольственные товары (74% респондентов), развлекаются (52%), изучают представленный ассортимент товаров (26%), встречаются с друзьями (26%) и пользуются услугами фуд-кортов (19%).

"Исследование показало, что потребительский рынок Барнаула – динамичная, перспективная сфера, занимающая заметное место в краевой инфраструктуре, поэтому для дальнейшего ее развития необходимо определить приоритетные направления. Так, рост рыночной и ярмарочной торговли, а также повышение качества услуг, оказываемых на рынках и ярмарках, являются одними из приоритетных направлений развития потребительского рынка в Барнауле", – написано в докладе.

Ключевыми направлениями развития стационарной и нестационарной торговли считаются качественное развитие сферы торговли и повышение уровня сервиса, а также модернизация инфраструктуры нестационарной торговли с учетом современных требований.

По информации "ТОЛКа", рядом с супермаркетом домашней еды собираются открыть первую в Барнауле роботизированную аптеку

Если сравнивать

Среди крупных городов Сибирского федерального округа, согласно данным 2017 года, Барнаул занимает третье место по увеличению оборота розничной торговли. Краевая столица уступает лишь Омску (17,8%) и Кемерово (17,8%). Крупнейшие сибирские центры – Новосибирск и Красноярск – характеризуются более низкими темпами роста торговой отрасли (10,5% и 10,8% соответственно). 

Лидерами по увеличению темпов роста розничного торгового оборота по сравнению с 2016 годом также являются Омск (+29%) и Кемерово (+14%). Барнаул занимает четвертое место (+9,8%), незначительно уступая Новосибирску (+9,9%).

Анализ обеспеченности площадью стационарных торговых объектов на 1 тыс. жителей на начало года выявил, что все исследуемые крупные города СФО характеризуются увеличением торговых площадей.

По объему душевого оборота розничной торговли Барнаул занимает четвертое место среди крупных городов СФО в 2017 году (рис. 2). На 1 человека в этом периоде приходилось 105,7 тыс. руб. оборота розничной торговли города. Лидируют в рейтинге 2017 года Новосибирск (122,3 тыс. руб.), Иркутск (110,1 тыс. руб.) и Красноярск (105,8 тыс. руб.).

В целом Барнаул занимает высокие позиции по показателям развития розничной торговли среди крупных городов СФО, конкурируя даже с городами-миллионниками. В настоящее время городская товаропроводящая инфраструктура обеспечивает потребности свыше  698 тыс. жителей Барнаула.

Благодарим за помощь в подготовке материала ученых и студентов АлтГУ.

Исследование подготовили: научный руководитель – Санникова И.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической безопасности, учета, анализа и аудита МИЭМИС АлтГУ;
Научный консультант – Горянинская О.А., к.э.н., доцент кафедры экономики предпринимательства и маркетинга МИЭМИС АлтГУ; 
Исполнители: студенты 3 курса специальности "Экономическая безопасность" МИЭМИС АлтГУ Дятлов Н.В., Казакова К.А., Семенихина В.В., Сенникова Е.А.
Читать tolknews.ru в
Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей