Прокуратура, Госинспекция, суд: жильцы устали  ругаться с управляющей компанией

Общество, 7:11, 20.03.2019

В одностороннем порядке. Жильцы многоквартирного дома возмущены решением управляющей компании поднять тариф на 50%

Жильцы многоквартирного дома на улице 6-я Нагорная, 11Б в Барнауле получили квитанции, которые их, мягко говоря, удивили. Управляющая компания ООО "Базис" в одностороннем порядке повысила тариф за текущее содержание дома на 50%. Вместо 10 рублей за "квадрат" людей хотят обязать платить 15.

"Когда нам пришли квитанции за февраль, я не сразу поняла, где подвох. Начала вглядываться и – иначе не сказать – обалдела. Тариф на текущее содержание дома подняли на 50%. Вместо 10 рублей за квадратный метр начислили 15 рублей. Получается, что за двухкомнатную квартиру площадью 46 "квадратов" я должна заплатить 690 рублей. Позвонила в управляющую компанию, чтобы они объяснили ситуацию. Директор мне ответила, что они подняли тариф из-за инфляции и налогов. Это все, что мне сказали", – рассказала "ТОЛКу" жительница многоквартирного дома Татьяна.

Жильцы дома написали жалобы в надзорные органы. Сейчас в этом вопросе разбираются прокуратура и Госинспекция. По новым тарифам собственники решили не платить, пока не удостоверятся, что тариф подняли на законных основаниях. Это стандартная практика: до выяснения на правовом уровне обоснованности скачка цены замораживаются, и управляющая компания не имеет права начислять пени за просрочку, пока идет разбирательство.

Например, дворы на улице Пролетарской давно превратились в каток, а на крышах можно в снежки играть

"Ситуация неоднозначная. Прокуратура проводит проверку по этому делу. Хотя мне в управляющей компании сказали, что уже проводилась проверка по этому поводу и прокуратура не нашла нарушений. Но почему-то мне они не смогли представить заключение прокуратуры", – прокомментировал "ТОЛКу" заместитель председателя комитета ЖКХ по работе с общественностью администрации Барнаула Алексей Пахоменко.

Суть в том, что кроме общих правил, описанных в Жилищном кодексе, что повышение платы за текущее содержание и текущий ремонт может происходить только по решению общего собрания, есть еще и определенные юридические тонкости, лазейки, которые управляющие компании используют.

В договоре, который заключен между управляющей компанией и ООО "Базис", есть пункт, который гласит, что "размер платы за содержание и текущий ремонт определяется общим собранием с учетом предложений управляющей компании, устанавливается на календарный год".

"И далее очень интересный момент: размер платы может быть изменен управляющей компанией в одностороннем порядке методом индексирования ранее установленного размера оплаты с применением индексов-дефляторов не чаще одного раза в год, и об этом необходимо уведомить собственников путем размещения информации на досках объявлений. Этот метод законен, он уже применялся другими управляющими компаниями. Его правомерность вопросов не вызывает, так как жители сами проголосовали за него. Если что-то не устраивало в договоре, то надо было его оспаривать и редактировать на стадии заключения", – объясняет эксперт.

Однако есть важный момент, который коммунальщики были обязаны сделать. Управляющая компания должна была сообщить жильцам заранее о повышении тарифа. Также непонятно, на основании каких расчетов тариф подняли сразу на 50%.

"Первое: тариф поднялся на 50% – это не индекс-дефлятор. Это 6,7%, а не 50%. Если имеется в виду, что они применили индекс-дефлятор с 2014 года, накопительный, то это тоже весьма спорный момент: можно ли так. И правильно ли он был посчитан – большой вопрос. Второе: было ли уведомление? После разговора с управляющей компанией они мне прислали договор. Но в таких случаях всегда делается фотосъемка объявлений о повышении тарифа. Это общая практика, на случай судебных разбирательств. Но они не смогли мне предоставить таких фото, сказали, что они их не сделали", – комментирует спорную ситуацию Алексей Пахоменко.

Жильцы уверяют, что никаких объявлений не было. В телефонном разговоре с представителем управляющей компании жильцам объяснили, что основная причина повышения тарифов – увеличение налогов и инфляция.

Вас много, а мы одни: что делать, если УК не хочет очищать двор от снега?

Убирать снег с тротуаров и внутриквартальных проездов должны не позднее шести часов с момента окончания снегопада

"Я им говорю – вы без уведомления жильцов подняли плату. А в ответ мне говорят, что "мы и дальше будем тариф поднимать". В управляющей компании мне заявили, что они сейчас начнут ремонтировать крышу и будут выходить в суд, чтобы обязать нас это оплатить. Мне сказали, что в прошлом году нам сделали ремонт крыши на 200 тысяч рублей. С учетом того, что они столько лет ничего не делали вообще, мне хочется спросить – всего на 200 тысяч? А где остальные деньги? Женщина из управляющей компании, с которой я разговаривала, заявила, что мы обязаны оплачивать им зарплату, а они не обязаны нам ремонтировать, и что текущее содержание дома – это не ремонт, это дворник. У меня ощущение, что надо мной издеваются, честное слово", – возмущается собственница квартиры.

Сейчас в сложной ситуации предстоит разобраться надзорным органам. Но сам порядок расчета, "скачок" тарифа на 50% уже вызывает вопросы, говорят специалисты. Если бы УК подняла тариф на 6,7% и предоставила бы фотографии, доказывающие факт уведомления жильцов, тогда можно было бы говорить о законности действий юридического лица.

Они два часа просидели в ожидании помощи извне

"Учитывая эти нюансы – резкое повышение тарифа – я не видел расчетов, боюсь, что здесь случай достаточно запутанный, и не удивлюсь, если в итоге он перетечет в судебную плоскость. Есть определенные установленные законом правила корпоративной этики. Есть 294-ФЗ о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей, и когда проводит проверку надзорный орган, другие органы не имеют права вмешиваться и давать какие-то однозначные комментарии, кто прав, кто виноват", – отметил Алексей Пахоменко.

При этом эксперт уточнил, что определенные черты превышения полномочий просмотреть в данной ситуации можно. Но однозначного ответа пока быть не может, стоит дождаться результатов проверки прокуратуры и Госинспекции Алтайского края.

У управляющей компании есть некие основания для увеличения тарифа, но насколько правомерно повышать тариф таким образом и в таком размере – вопрос открытый.

Давние отношения

Работой управляющей компании жильцы недовольны достаточно давно. Главная претензия собственников квартир – коммунальщики ничего не делают, но деньги за содержание дома исправно собирают.

"В месяц, это если по старому тарифу, дом перечислял УК около 30 тысяч рублей. Мы не знаем, куда они тратили эти деньги, потому что у нас ничего не менялось. Не было ремонта в подъездах, на придомовой территории никаких изменений, окна старые, трактор хорошо, если раз за зиму приедет", – говорят жильцы дома.

Точкой кипения жильцов стала вечно протекающая крыша. С начала марта талая вода просочилась в несколько квартир на пятом этаже, протекал потолок и в подъезде.

"Два года назад нас затопило. Проснулись с мужем от того, что бежит вода. Думала, кран на кухне не закрыла. Заходим в зал – а у нас с потолка льется. Не капает, а бежит вода. И на кухне через люстру потоком ручей бежал. Тогда пришлось ругаться с управляющей компанией. Они ничего не хотели делать, говорили, что во время дождя не получится починить крышу. Пришлось сесть и изучить закон и свои права. Оказывается, они обязаны принять меры независимо от времени суток, года, выходных и праздников", – поделилась своей историей собственница квартиры Татьяна.

Тогда крышу управляющая компания починила, провела текущий ремонт, и два года с потолка не капало. Этой весной в зале опять появилась течь. В  другой квартире на 6-й Нагорной, 11Б с потолка не капает, а льется, говорят жители. Вопросы к коммунальщикам, судя по всему, есть не только у жильцов этого дома. Судя по отзывам в интернете, работой УК недовольны многие.

"К управляющей компании ООО "Базис", в том числе и по муниципальному жилищному контролю, о котором я могу говорить, достаточно много вопросов. Много жалоб со стороны населения по поводу качества обслуживания. И проверки проводились неоднократно, и выносились предписания по каким-то вопросам. Ну и в части сотрудничества с органами власти я не могу сказать, что они в первых рядах", – резюмировал Пахоменко.

Дом по адресу 6-я Нагорная, 11 Б, естественно, находится в программе капитального ремонта. Вопрос в том, когда будут ремонтировать крышу: лет через десять, как сейчас указано в плане, или сроки получится сдвинуть.

В настоящее время жильцы многоквартирного дома наняли адвоката, который помогает людям бороться за свои права. Но точку в этой истории, судя по всему, будет ставить суд.

Читать tolknews.ru в

Лента новостей