Чиновники утверждают, что спасать зараженные деревья другими способами "баснословно дорого"
В начале июня стало известно о том, что жители Змеиногорского района пожаловались в правительство Алтайского края и Генпрокуратуру России на массовую вырубку леса вблизи поселка Черепановский. Люди не верят, что такие меры связаны с нашествием опасного вредителя.
В последние годы беспокойство жителей Алтайского края по поводу вырубок леса только нарастало. Особенно тревожные новости приходили именно из Змеиногорского района. А как им не беспокоиться, когда с каждым годом деревьев становится все меньше?..
На этой неделе заместитель министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальник управления лесами Владимир Черных во время специального брифинга прокомментировал сложившуюся ситуацию. В частности, он рассказал, что пихтовый лес в Змеиногорском районе подвергся нападению уссурийского полиграфа – это вид жуков-короедов. По словам чиновника, этот агрессивный вредитель пришел в Алтайский край с Дальнего Востока. При этом он не имеет естественных врагов на территории Сибири.
"Уссурийский полиграф нападает на абсолютно здоровое дерево и заражает его офиостомовыми грибами, которые вызывают некроз клетчатки. В течение двух лет растение погибает. Если все короеды, как правило, нападают на ослабшие или погибшие деревья, то уссурийский полиграф нападает именно на здоровую древесину. Многие критикуют, что в борьбе с вредителем используются рубки, но при этом какого-либо другого способа никто не предложил, его просто нет в природе. Да, можно делать инъекции в каждое дерево, но это баснословно дорого. Представьте себе наши сибирские просторы. Привить каждое дерево нереально. Я согласен, рубка не дает стопроцентный эффект, но это позволяет сделать так, чтобы маленькие очаги не слились в один большой очаг", – говорит Владимир Черных.
Начальник управления лесами добавил, что сейчас на месте рубок идет расчистка, после этого начнется подготовка почвы и осенью территорию площадью 20 гектаров планируют засадить елью. Владимир Черных отметил, что для этих деревьев уссурийский полиграф не опасен.
По данным Минприроды, только в прошлом году площадь леса, пораженного уссурийским полиграфом, составила 35 тысяч гектаров, засаженных пихтой.
Речь идет об Алтайском, Чарышском, Горно-Колыванском и Залесовском лесничествах. Основные очаги нападения уссурийского полиграфа были выявлены именно там.
Позицию регионального Минприроды поддержал начальник отдела защиты леса и государственного лесопатологического мониторинга Центра защиты леса Алтайского края Алексей Косилов:
"На сегодняшний день иных мер борьбы с вредителем нет, поэтому применяются санитарные рубки. В каждой конкретной ситуации законодательством определяется, какие именно делать рубки – либо выборочные, либо сплошные. Подобная ситуация была семь лет назад в Чарышском лесничестве. Пока думали, что делать, погибла достаточно большая площадь пихтовых насаждений".
А вот известный в Алтайском крае эколог Алексей Грибков с этим совершенно не согласен. По его мнению, с целью ограничения распространения вредителя сплошные рубки смысла не имеют:
"Мое предложение – вырубать только те деревья, которые уже погибли. Надо сказать, что само качество проведения рубок неудовлетворительное. Рубят не так, как положено, неправильно обращаются с порубочными остатками, сжигая их в пожароопасный сезон.
Сейчас эти рубки приостановлены. Мы договорились с управлением лесами, что совместно с экспертами и представителями общественности будем изучать ситуацию на месте и совместно продумывать шаги по решению этой проблемы".
Ситуация с вырубками лесов в Алтайском крае оказалась настолько громкой, что ее обсуждают на федеральном уровне. Пока у этой истории открытый финал и чем она закончится, можно только догадываться. Не исключено, что кому-то придется попрощаться со своими должностями.