На его борту находились шесть членов экипажа и четыре пассажира
71 год назад произошло до сих пор не раскрытое авиационное происшествие в горах Кавказа – исчезновение пассажирского Ил-12 в районе Главного Кавказского хребта.
Обстоятельства
Борт Л1450 Узбекского управления гражданского воздушного флота (Аэрофлот) вылетел из Баку в Сочи через Тбилиси 12 октября 1948 года в 10:40 в сложных метеоусловиях. На его борту находились шесть членов экипажа и четыре пассажира. На маршруте ожидалась сплошная облачность, дождь, в облаках – обледенение, видимость 4—10 километров.
Спустя 40 минут полета радист борта начал передавать, что не может настроить связь с пеленгатором Тбилисского аэропорта, а также настроиться на приводную радиостанцию. Спустя полтора часа полета с самолета доложили, что судно возвращается обратно. Как оказалось впоследствии, бортрадист не мог вызвать пеленгатор из-за того, что работал на другой частоте. Диспетчер районной службы мог бы бортрадисту подсказать об этом, но не стал. Также диспетчер не сообщил в Баку, что борт Л1450 возвращается.
С 12:10 и до 12:18 бортрадист начал требовать, чтобы включили приводную радиостанцию в Евлахе, однако её автоматический передатчик оказался неисправен. В результате пришлось позывные подавать вручную и уже с интервалом четыре — шесть минут. Когда в 13:00 приводную радиостанцию всё же выключили, то Л1450 больше на связь не выходил и ни в один из аэропортов не прибыл.
Были начаты поиски пропавшего Ил-12, но они закончились безрезультатно. Борт Л1450 исчез где-то среди гор Главного хребта и был объявлен пропавшим без вести.
Причины
Несмотря на то, что авиалайнер пропал, а его обломки так и не удалось обнаружить, имеющихся улик было достаточно, чтобы сложить примерную картину событий. Эксперты пришли к выводу, что следуя на эшелоне 3000 метров у верхней кромки облаков, в которых могло наблюдаться обледенение, авиалайнер мог попадать в них.
Кроме того, летя фактически вслепую, командир мог направляться к Тбилиси не по установленному маршруту, а сразу напрямик. Но у этого пути был минус в том, что он пролегал над южными склонами Главного Кавказского хребта и в 70—80 километрах в стороне от Евлаха. Также ветер южных направлений в этих условиях начал бы сносить авиалайнер в сторону хребта.
Так как радиообеспечение полёта работало плохо, экипаж фактически заблудился, а затем, исходя из времени от момента принятия решения вернуться в Баку, начал пробивать облачность, как он думал, близ Баку, а фактически гораздо севернее над горным районом, где, летя в облаках, мог врезаться в скрытую таким образом гору.
Выводы
По результатам расследования комиссия пришла к заключению, что к катастрофе привели следующие факторы:
Не было как такового контроля в Баку за подготовкой экипажа к полёту.
Районные диспетчерские службы в Тбилиси и Баку вообще не руководили полётом.
Радиообеспечение полёта было организовано на неудовлетворительном уровне.