По некоторым оценкам, за 9 месяцев 2019 года нелегалы могли заработать 0,5 млрд рублей
Еще только на подходе к барнаульскому автовокзалу можно услышать из динамиков всем привычное: "Водитель частный – выбор опасный". Нас предупреждают, но периодически мы все равно пользуемся услугами частников. Сегодня проблема нелегальных перевозчиков не только никуда не делась, но и стала еще острее.
Смешные штрафы
О том, какие последствия связаны с деятельностью нелегальных перевозчиков и как с ними бороться, обсуждали на очередном заседании комиссии по безопасности дорожного движения.
Начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю Владислав Перцев рассказал о том, что в текущем году удалось пресечь четыре факта осуществления предпринимательской деятельности с использованием транспорта без лицензии.
"Остается проблемой пресечение нелегальной деятельности в сфере перевозок пассажиров, в том числе легковыми такси. В настоящее время открываются службы заказа, которые не имеют своих машин, водителей, медицинских работников. Владельцы таких фирм не контролируют техническое состояние автомобилей, они даже не знают, есть ли у таксиста водительское удостоверение. Не ведется учет рабочего времени водителей. Агрегатор не гарантирует безопасность перевозки. В случае ДТП пассажир не сможет получить страховку", – отметил Владислав Перцев в своем выступлении.
По его информации, только в текущем году более 100 водителей были привлечены к административной ответственности за незаконную установку опознавательных знаков такси. Вместе с этим было выявлено 391 нарушение ПДД водителями такси.
Владислав Перцев отметил, что для повышения эффективности полиции в борьбе с нелегальными перевозчиками необходимо внесение изменений в законодательство.
На сегодняшний день для привлечения водителей за незаконную предпринимательскую деятельность необходимо доказать неоднократность получения прибыли, при этом водителям в таких ситуациях грозит административный штраф от 500 до 2000 рублей. Столь незначительные суммы уже давно никого не пугают. Работу в этом направлении осложняет и тот факт, что полиция не имеет права проводить так называемые контрольные закупки.
Возят без лицензии
Самое резонансное ДТП этого года в нашем регионе произошло меньше месяца назад. Авария на трассе Барнаул – Рубцовск унесла жизни восьми человек, столько же получили ранения.
Почему автомобиль вылетел на "встречку", неизвестно
Заместитель начальника Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Станислав Ильин рассказал о том, что один из участников автомобильной катастрофы, микроавтобус Fiat Ducato, который вез в краевой центр артистов фольклорного ансамбля "Сударушки", не имел лицензии на перевозку пассажиров.
Специалисты управления совместно с прокуратурой Алейского района провели внеплановую проверку учреждения культуры, которому принадлежал микроавтобус, и выявили 25 нарушений.
В отношении директора вынесли шесть постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 55 тысяч рублей.
Как оказалось, проблемы с получением лицензии имели несколько школ Алтайского края, у которых есть свои автобусы. По факту в ряде муниципалитетов перевозка детей осуществлялась незаконно.
В частности, Станислав Ильин озвучил, что шесть школ Советского района получили лицензии на перевозку уже после начала учебного года. 13 сентября получила лицензию Петуховская СОШ в Ключевском районе, 10 октября Степновская СОШ Родинского района, Волчно-Бурлинская СОШ Крутихинского района получила лицензию лишь 31 октября. Сразу после того, как была озвучена эта тревожная информация, министр транспорта Алтайского края Александр Дементьев обратился по видеосвязи к главе Крутихинского района Сергею Дятлову:
– В чем проблема была, что ездили без лицензии два месяца?
– Мы не осуществляли перевозки, автобус не выходил на маршруты. Причина в том, что директор школы своевременно не подготовил документы. На сегодняшний день ситуация исправлена, – сообщил Дятлов.
Также в формате видеосвязи были заданы вопросы главе Алейского района Светлане Агарковой по поводу выявленных нарушений в учреждении культуры.
Она сообщила, что межрайонная прокуратура дала месяц на устранение нарушений, и заверила, что все будет сделано в срок.
Уже после этого Александр Дементьев попытался уточнить у начальника ГИБДД Алейского района, сколько автобусов зарегистрировано в муниципальном образовании и сколько из них имеют лицензии на перевозку, однако тот не был готов к такому вопросу.
Еще один видеомост был сделан с Каменским районом, где проблема с нелегальными перевозчиками в последнее время стоит особенно остро.
– Мы наладили работу по борьбе с нелегальными таксистами в Камне-на-Оби или они у нас также что хотят, то и делают? – спросил Александр Дементьев у исполняющей обязанности главы Каменского района Евгении Гордиенко.
– Сказать "что хотят, то и делают" уже нельзя, работа ведется. В период с апреля по ноябрь было составлено 12 протоколов об административных нарушениях, – ответила Гордиенко.
В ходе заседания вспомнили пример, когда удалось пресечь незаконную перевозку пассажиров из Камня-на-Оби в Барнаул. В той ситуации дело закончилось тем, что автобус поместили на спецстоянку.
Отбирают деньги и рискуют жизнями
Доля нелегальных перевозчиков в Алтайском крае составляет 30-40%. Такие данные привел президент некоммерческого партнерства "Автомобильные перевозчики Алтая" Николай Орлов:
"Для нас нелегальные перевозчики – это настоящее зло. Озвучу лишь несколько цифр. По итогам 9 месяцев 2019 года мы перевезли в крае 3 млн 70 тысяч 800 человек. Легальные перевозчики заработали 1 млрд 381 млн 860 тысяч рублей. Нелегалы забирают порядка 500 млн рублей. А это обновление подвижного состава, заработная плата и многие другие вопросы. Бюджет края недосчитался 60 млн дополнительных доходов".
Он же отметил, что контролирующим органам нужно настроиться на более серьезную борьбу с нелегальными перевозчиками.
Закрывая обсуждение вопроса, Александр Дементьев подчеркнул, что эту проблему можно решить только совместными усилиями. Экономические потери – это важно, но еще важнее жизни людей.