Не всегда случайно поврежденный товар – повод доставать кошелек и возмещать убытки
7 февраля исполнилось 28 лет со дня принятия закона "О защите прав потребителей". Многие покупатели до сих пор не знают своих прав до конца – рассчитываются за случайно разбитые бутылки и послушно показывают охранникам содержимое сумочки. Людмила Жгун, директор региональной общественной организации "Защита прав потребителей", рассказала, всегда ли покупатель прав и что делать в случае конфликтной ситуации.
Слон в посудной лавке
Случайно разбитый сувенир, упавшая бутылка вина или рассыпавшаяся под ноги гречка может подстеречь любого покупателя. Но это не повод доставать кошелек и смотреть на продавца виноватым взглядом. Согласно закону о торговле, место реализации товаров должно быть оборудовано так, чтобы, во-первых, обеспечить их сохранность, а во-вторых – безопасность покупателя. Раскладка товара и его крепление на полках – ответственность работников магазина, рассказала Жгун.
"Это не значит, что вы должны бить все подряд. У нас есть ст. 10 Гражданского кодекса, согласно которой каждый гражданин должен действовать "разумно и добросовестно". Тем не менее в каждом магазине заложен определенный процент потерь как раз на такие несчастные случаи. По сути, это вина самого магазина", – комментирует эксперт.
Не торопитесь подсчитывать убытки и оставьте это сотрудникам магазина. Если возникает спор, вызывайте полицию. Правоохранители составят протокол – магазину, чтобы что-то предъявить неаккуратному покупателю, придется доказать умышленность его действий.
Нужно ли показывать сумочку
Перед выходом из магазина у покупателей периодически просят открыть пакет, показать, что в сумочке. Особенно если сработал детектор. Большинство покупателей беспрекословно выполняют требования сотрудника, хотя имеют полное право отказаться это делать.
"В полномочия охранника не входит обязанность проводить досмотр. Это может делать только полицейский, – объясняет юрист. – Если охранник усомнился в вашей честности, вы можете предложить вызвать полицию. Показывать ему сумку или нет – ваше право".
Товары из другого магазина
Не всё всегда можно купить в одном отделе, и порой покупатель ходит из магазина в магазин с пакетом уже приобретенных товаров. Если ассортимент отделов похож, есть риск нарваться на слишком подозрительного охранника или администратора.
"Если у вас нет чека, для экономии времени и нервов вы можете завязать пакет и предупредить охранника, что у вас с собой пакет из другого магазина. А можете этого не делать. Этот вопрос остается на ваше усмотрение, – комментирует специалист. – Если при выходе сотрудники магазина усомнятся, что это куплено не у них, пусть вызывают полицию и попробуют это доказать".
Сейчас практически в каждом магазине на товарах печатают уникальный штрих-код, благодаря которому можно определить, здесь был куплен товар или в другом месте. Продавцы усомнились в том, что это у вас ранее купленные товары, но не смогли в итоге этого подтвердить? Это может стать поводом обратиться в суд и взыскать моральный ущерб.
Что делать с "просрочкой"?
Доказать, что вы купили испорченные продукты питания, сложно. Если покупатель изначально приобрел просроченный продукт, а штампик с датой изготовления увидел только дома, деньги вернут обязательно. Но есть спорные ситуации.
Например, покупатель приобрел готовый салат, поставил в холодильник, а утром обнаружил, что тот пропал. Доказать, что он был прокисший изначально, практически невозможно. Продавец не может знать наверняка, что покупатель соблюдал условия хранения продукта, поэтому тут добиться возврата денег не получится.
Юрист советует проверять продукты на свежесть сразу. Если дома обнаружили неприятный сюрприз, возвращайте товар в тот же день.
Нет чека – нет денег?
Чек на товар сохраняется не всегда. Да и берут его не все. Как в этом случае вернуть товар? На самом деле все довольно просто: по закону наличие чека желательно, но не обязательно.
Если продавец отказывается принимать товар без чека, придется написать претензию. В ней нужно указать, какого числа вы приобрели товар, по каким причинам он не подошел, а также указать, что чек утерян. Если дело дойдет до суда, в качестве доказательства факта покупки можно привлекать свидетелей.
Проще всего обменять или вернуть деньги за так называемые промышленные товары. К ним, например, относится одежда и обувь.
С бытовой техникой все сложнее, здесь действует другой порядок возврата. Вернуть фен, потому что он не подошел по цвету, мощности или набору функций, не получится. Единственная причина для возврата крупной и мелкой бытовой техники, а также электронных гаджетов – наличие производственных недостатков.
Вещи без ответственности
Из крупных супермаркетов постепенно исчезают ячейки для хранения вещей. Если раньше они были везде, то сейчас остались только в некоторых магазинах. Требовать, чтобы покупатели оставляли там вещи, – незаконно. Это право посетителя, но не обязанность. А вот объявления, в которых написано "за оставленные в ячейках вещи магазин ответственности не несет", абсолютно законны.
"Вы принимаете те условия, которые предлагает магазин. Это, по сути, возможность, а использовать ее или нет – ваше дело. Но если вдруг из ячейки что-то украли, магазин ответственности не несет", – объясняет юрист.
Пальто, но не карманы
Возле гардеробов часто висит объявление: "За оставленные в карманах вещи гардеробщик ответственности не несет". Такая позиция абсолютно законна, говорит Людмила Жгун. Сотрудник заведения принимает у посетителя верхнюю одежду и при этом опись вещей в карманах не составляет. Поэтому доказать, что в кармане было золотое кольцо с бриллиантом, а потом исчезло, точно не удастся.
С камерой хранения примерно такая же история. Акт приема-передачи всех вещей по списку, которые находятся в сумке, сотрудник не составляет и не подписывает. Взял на хранение одну сумку – выдал одну сумку. Вот все, что он может гарантировать. Поэтому пользуйтесь кодовыми замками или не оставляйте в чемоданах ничего ценного.