Проблему "доверия к знаниям" сейчас активно изучают в Лондоне
Склонность людей верить в различные устоявшиеся мифы и заблуждения берет начало из детства и имеет отношение к так называемому "эпистемиологическому доверию". Об этом порталу "Слово и дело" рассказала частный практикующий психолог Екатерина Королькова.
Корни проблемы
Многие представления, которые раньше принимались за истину, все чаще рушатся и успешно опровергаются учеными с развитием как науки, так и общества в целом. Однако далеко не все принимают на веру доказательства специалистов, продолжая следовать как безобидным мифам, так и откровенно вредным, особенно это касается заблуждений о здоровье.
"Неспособность отличать авторитетные источники от неавторитетных, склонность к вере в то, что "все врут", что все эти научные опровержения проплачены какими-то нехорошими людьми с какими-то нехорошими целями и прочие параноидальные идеи берут свое начало из самого детства, когда устанавливается привязанность к ухаживающему объекту, чаще всего – к матери", – утверждает Королькова.
Что такое эпистемиологическое доверие
Проблему "доверия к знаниям", по словам психолога, в наше время активно изучают в Лондоне. Это явление получило название "эпистемиологическое доверие", оно заключает в себе нарушение в самой способности к доверию, которое в свою очередь тесно связано с нарушением привязанности, чаще всего появляющимся из-за психологических травм.
"Можно сказать, что здесь речь идет в целом о способности доверять, отличать то, что заслуживает доверия, от того, что его не заслуживает. Нарушение этой способности связано с нарушением привязанности, чаще всего вследствие психических травм. То есть эпистемиологическое недоверие, по сути, это одно из проявлений нарушенного эмоционального интеллекта", – объясняет специалист.
Что делать
Королькова считает, что в случае серьезного нарушения сделать с этим что-то самостоятельно, скорее всего, не получится и нужно будет обратиться к специалистам.
"Возможно, лучшим решением будет настоять на том, чтобы близкий человек обратился за психологической помощью, потому что эпистемиологическое недоверие – это только одно из проявлений нарушенной ментализации. Другими проявлениями могут быть импульсивность, проблемы в контроле над эмоциями, нестабильность в отношениях, склонность к выражению чувств через действия, включая драки и самоповреждение", – говорит психолог.
Если же проблема не настолько серьезная, то Королькова советует помочь близкому человеку "включить ментализацию" – задавать много уточняющих вопросов. К примеру: "Откуда ты это знаешь? Почему этот человек вызвал у тебя доверие? А почему вот эта информация тебе кажется недостоверной?", "А могло ли быть наоборот?", "А как еще могло бы быть?".
Психолог утверждает, что самое главное при попытке помочь попавшему в такую ситуацию человеку – это не раздражаться. Ведь с подобным столкнуться может каждый, так как при воздействии сильных эмоций нарушение ментализации грозит даже самым психологически здоровым людям.