Пахнет или воняет. Жители алтайского села страдают от производства масла

Предприниматель производит рапсовое масло на экспорт в Китай

Компания "Оникс" выкупила бывший свеклопункт в Налобихе и организовала в нем производство рапсового масла. Однако жители близлежащих домов пожаловались, что запах жареной семечки вызывает кашель. Особенно страдают астматики и люди с серьезными заболеваниями. Корреспонденты "ТОЛКа" съездили в Налобиху, чтобы понюхать, чем пахнет производство рапса и решительность селян.

Черный дым до нас долетает

Производство рапсового масла волнует жителей домов, расположенных рядом с предприятием. Под обращением с жалобой в Роспотребнадзор подписалось около 15 человек, но это далеко не все, кто недоволен, уверена Наталья Косых.

В прошлом она учитель химии в школе Налобихи и изучила вопрос в Сети. "Не буду умничать и называть термины. Но выбросы от производства масла – это такие вещества, которые не выводятся из организма с мочой. Они накапливаются и как отразятся на нашем здоровье, станет понятно со временем", – рассказывает она "ТОЛКу" и жителям села, которые собрались у ворот бывшего свеклопункта, а сейчас предприятия "Оникс".

Налобиха. Алтайский край
Налобиха. Алтайский край
Фото: Анна Меньшикова

"Сначала некоторым запах даже понравился. Он приятнее, чем от соседнего комбината, где делают мясокостную муку. Но кашлять мы начали именно от производства масла. У меня астма, и я вовсе начинаю задыхаться. Дым невыносимый", – говорит Наталья Косых.

Стоящий рядом пожилой мужчина сетует, что, когда приехали корреспонденты "ТОЛКа", от предприятия не так дымит. "Сегодня они мало работают. Да и ветер сносит запах. А так тут черный дым стоит. Скоро, как в Китае, будем в масках ходить", – говорит житель Налобихи.

Собравшиеся говорят, что не требуют закрыть предприятие. Они даже рады, что есть рабочие места. Но они требуют, чтобы собственник поставил фильтры на оборудование для очистки воздуха. "Как положено по технологии. А не так, как они хотят: меньше вложить и больше денег получить", – говорит Людмила Ивановна, инженер-строитель по образованию.

Кто и как давит

Как пояснил "ТОЛКу" один учредитель компании "Оникс" Артём Ниценко, предприятие ориентировано на экспорт – везет сельхозпродукцию, в том числе рапсовое масло, в Китай и другие страны Восточной Азии.

На новой площадке в Налобихе фасуют зерно и рапс для отправки вагонами с расположенного рядом железнодорожного тупика. Здесь же построили производство масла. Сейчас одновременно работают 10 из 20 станков (мощность каждого 6 тонн в сутки), потому что надо установить дополнительные емкости для масла, где оно остывает и отстаивается.

Завод в Налобихе. Алтайский край
Завод в Налобихе. Алтайский край
Фото: Анна Меньшикова

Замдиректора, который на месте управляет предприятием, Николай Колмаков рассказал корреспонденту "ТОЛКа", что "Оникс" закупает рапс у фермеров края, везет его на склады, затем подогревает до 140 градусов и отжимает. Горячий рапс дает испарения, которые отводятся по трубам на улицу. Фильтров на системе нет.

"До этого никто не жаловался нам на то, что кашляют от производства. Зачем вызывать вас? Нужно было с собственником предприятия поговорить или вызвать Роспотребнадзор", – говорит Николай Колмаков. По его словам, технологически возможно установить фильтры на дымоотводах, но он не видит в этом смысла: "Рабочие тут круглосуточно находятся и не жалуются", – добавляет управляющий.

Артём Ниценко пояснил "ТОЛКу", что привозил на предприятие экологов, но они даже не смогли сделать забор воздуха. "Потому что нечего было “забирать", – говорит предприниматель. Поэтому, говорит он, не стали делать экологический сертификат. Но при необходимости готовы заказать его.

"Когда производят рапсовое масло, вокруг может быть только запах жареной семечки. Мы не исключаем, что он может мешать живущим рядом людям. Если Роспотребнадзор установит нарушения, устраним их. Впрочем, и без их заключения мы готовим проект установки фильтров на оборудование, учитывая сигнал от жителей. Хотя по технологии такие фильтры не требуются", – говорит Артём Ниценко.

Оксана Сорокина. Налобиха. Алтайский край
Оксана Сорокина. Налобиха. Алтайский край
Фото: Анна Меньшикова

"Мы не надеемся, что помогут"

Наталья Косых обращалась за помощью в местный сельсовет. Говорит, что глава Оксана Сорокина посоветовала написать коллективное обращение в Роспотребнадзор.

Корреспонденту "ТОЛКа" Сорокина рассказала: обращение ждала у себя, чтобы запустить по инстанциям. "У нас уже есть опыт: в селе расположено производство мясокостной муки. От него тоже пахло", – говорит она.

Жители Налобихи переживают, возымеет ли действие их обращение в СМИ. Они планировали отправить жалобу в Роспотребнадзор, а вот идти на переговоры к собственнику не собирались. Они считают, что просить предпринимателей бесполезно, можно только заставить.

Вы хотите меня спровоцировать: что сказал новый мэр Барнаула в первом интервью

Вячеслав Франк рассказал, почему считает губернатора начальником и какими будут перемены в мэрии

 

Лента новостей