Три района Алтайского края решили стать муниципальными округами: плюсы, минусы и риски
В Алтайском крае станет на три района меньше. Вместо Залесовского, Чарышского и Петропавловского районов могут появиться муниципальные округа. С такой инициативой выступили власти этих территорий. Если это произойдет, то все 27 сельсоветов в них исчезнут, а вся власть перейдет на уровень округа. Что это дает, разбирался "ТОЛК".
Что такое муниципальный округ?
Это новая форма местного самоуправления, в которой все управленческие процессы передаются в одни "руки" – администрацию округа. Сельсоветы перестанут существовать, но представители власти на местах останутся.
Как сказано в законе, под муниципальным округом понимается три и более объединенных общей территорией населенных пункта.
Кому это надо?
Закон, который ввел новую форму муниципального образования – округ – приняли в мае прошлого года. Его разработчики объясняли, что документ, прежде всего, направлен на объединение слабозаселенных и отдаленных сел, а также территорий, где сложная социально-экономическая ситуация.
Однако еще в начале 2019 года, когда в Госдуму только поступил законопроект, лидер алтайских коммунистов Мария Прусакова на своей странице в Facebook написала: "Для Алтайского края, где количество муниципалитетов одно из самых больших в стране, принятие этого закона забьет последний гвоздь в крышку гроба алтайского села!"
Тогда же глава краевого департамента внутренней политики Юрий Проскурин комментировал altapress.ru, что органы местной власти — это консолидирующие центры в селах, они определяют морально-психологический климат: "Если он обрушится, то это можно будет ставить в один ряд с какими-то техногенными вещами, которые происходят в сельсоветах и серьезно влияют на жизнь".
Однако сейчас у алтайских экспертов комментарии куда более оптимистичные.
По словам Ивана Мордовина, зампреда комитета краевого заксобрания по местному самоуправлению, в трех алтайских районах, которые собрались стать округами, есть все предпосылки для преобразования. В том числе:
- большинство сельсоветов имеют минимальные собственные доходы (дотируются на 80-90%),
- острый дефицит кадров – не все вакансии глав сельсоветов закрыты,
- сельсоветы не могут самостоятельно решать инфраструктурные проблемы, потому что не хватает ресурсов.
Фактически большинство полномочий "сложных" сельсоветов уже на себя взяли районные власти. А при смене формы все эти полномочия официально передадут округу. И все средства будут аккумулированы в едином окружном бюджете.
"Будет один уровень власти, ответственный за решение всех вопросов жизнеобеспечения. Перекладывать ответственность будет не на кого. Сегодня же часто бывает как: проблемы жителей не решаются, а в сельсовете кивают на районные власти. Те, в свою очередь, говорят, что это полномочия поселения, и круг замыкается", – приводит слова Мордовина сайт краевого парламента.
"Ответственность размыта"
Залесовский район подготовил презентацию, где наглядно прописаны все плюсы перехода. Александр Пластеев, глава территории, уже "защитил" проект на заседании Совета муниципальных образований края. Инициативу Пластеева и двух других районов одобрили, рассказала "ТОЛКу" Светлана Агаркова, глава Совета.
В частности, в презентации делается акцент на том, что сегодня районом с сельсоветами сложно управлять, бюджет распределяется неравномерно, а ответственность руководителей перед жителями "размыта". Потому что слишком много этих руководителей.
Для наглядности приведены цифры: сейчас в районе 10 глав и 10 бюджетов, а после перехода будет всего один глава и один бюджет. Вместо 99 депутатов станет всего 19 и еще девять начальников территориальных отделений.
Таким образом, замена района на округ поможет упростить схему управления. Это позволяет сократить штат местной администрации, депутатов, экономить бюджет.
Например, говорится в презентации Пластеева, число чиновников сократится с 85 до 70, а затраты бюджета на их содержание – с 31,5 млн рублей в год до 24 млн, то есть на 500 рублей меньше в расчете на каждого жителя.
Не попробуешь – не поймешь
Алтайские эксперты эту инициативу оценивают осторожно. Говорят, сложно сказать, не попробовав, при какой форме больше плюсов и минусов.
Но единогласно утверждают: переход из села в округ подойдет далеко не всем. Ситуация в каждом районе разная, а значит, решение о смене формы власти должно быть взвешенным.
"Пока сложно говорить, станет хуже от этого или лучше. Как любое новое дело, есть его сторонники, есть у него противники. Население должно анализировать, выбирать. Но из района в округ преобразоваться можно. А из округа в район уже нельзя", – говорит Светлана Агаркова.
"Моя точка зрения такая: если преобразование принесет пользу с точки зрения финансовой, экономической, социальной, с точки зрения управления, то необходимо эту норму использовать", – прокомментировал "ТОЛКу" Борис Трофимов, председатель комитета по местному самоуправлению АКЗС.
Самоуправление умрет?
Противников закона о муниципальных округах в России немало. Некоторые считают, что таким образом уничтожается система местного самоуправления, а у жителей на местах фактически не остается власти, к которой бы они могли обратиться. На Алтае, где свыше 600 сельсоветов, с этим не все согласны.
"Дорогу осилит идущий. А то, что нет кадров у сельсоветов? А то, что нет денег? А то, что сегодня полномочия не подкреплены финансово? Вот пусть поспорит со мной тот, кто утверждает, что так уничтожают местное самоуправление. Выход надо искать? Так он найден. Закон принят. Попробуем", – говорит Агаркова.
Борис Трофимов также считает, что радикальные формулировки здесь неуместны.
"Что это за формулировка: "регион теряет сельсоветы"? На сегодня у нас свыше 600 сельских советов. Органы местного самоуправления должны сами определять, необходимо ли на территории какого-то района иметь 15 сельсоветов, 15 избирательных органов представительной власти, проводить выборы. Что они в рамках своего бюджета и своих возможностей способны решить?
На вопрос, потеряет район или выиграет от перехода в округ, Трофимов признался, что прямого ответа нет, но инициативу Залесовского, Чарышского и Петропавловского районов он поддерживает. Однако какой будет результат, пока говорить рано. Он добавил, что знает глав районов, которые не готовы к такому переходу.
"Мы не можем – край или депутатский корпус – запретить преобразование. Этот вопрос решает только район", – говорит Борис Трофимов.
Останется ли власть на местах?
Представительной и исполнительной власти на местах не будет, говорит Трофимов. И тут же добавляет, что говорить о "безвластии" в сельсоветах нельзя:
"Мы обсуждали вопросы о представителе администрации муниципального округа в том или ином поселении. Естественно, в поселениях представители власти должны быть".
"Власть на месте останется. Например, должность главы сельсовета (я условно говорю) будет называться "начальник отдела по работе с жителями села Малиновка". Только его не избирают, не назначают по контракту, он – обыкновенный сотрудник районной администрации. Работодатель – глава района", – поясняет Агаркова.
Эксперты говорят, что сокращения, безусловно, будут, но при этом некоторые ставки сохранятся. Просто идет централизация ресурсов и финансов.
"Сегодня бюджеты сельсоветов наполнены только для исполнения необходимых полномочий. Самое главное давно забрали и перевели на районный уровень", – говорит Агаркова.
По ее словам, есть районы, и их много, где полномочия распределены не совсем правильно и сельсоветы получают совсем копейки. "Там, конечно, проблемы, – говорит Агаркова. – Там население уже сегодня говорит: "Для чего сельсовет, если у него нет ни полномочий, ни денег?"
Кто будет решать?
Решать будут депутаты в сельсоветах. По закону, даже если два сельсовета проголосуют против, район округом стать не сможет. То есть в Залесовском районе, где девять сельсоветов, "за" должны проголосовать минимум восемь.
"Последнее слово за населением, за людьми. Мы их должны слышать, мы их должны слушать. Если аргументы будут убедительными, население скажет свое слово и согласится жить в округе. Если они скажут, что их все устраивает, ну и флаг вам в руки, что называется", – резюмирует Светлана Агаркова.
Кто станет главой муниципального округа?
Борис Трофимов пояснил, что каждый из глав, кто выступил с инициативой преобразования в округ, персонально рискует своим местом. "Да, они сказали: мол, давайте объединяться, но это не значит, что их изберут", – говорит спикер.