Жители жалуются, что нельзя доехать из одного села в другое, а из деревни в город
В районах Алтайского края продолжают закрываться внутренние маршруты – между селами. Перевозчики говорят, что такие маршруты давно нерентабельны. Чтобы уехать в соседнее село или райцентр, людям приходится втридорога платить за такси. А в последнее время жители стали жаловаться на перебои в движении автобусов между районами и Барнаулом.
"Пока доедешь, всех богов соберешь"
Жители Каменского района рассказали "ТОЛКу", что не могут нормально уехать в Барнаул. Сейчас, по их словам, это можно сделать только на проходящих автобусах. В диспетчерской местного автовокзала также сообщили, что прямых рейсов нет.
Камень-на-Оби посетил губернатор Алтайского края и региональное правительство в полном составе
Председатель профильного комитета администрации Каменского района Валерий Басманов уверяет, что прямой рейс Камень-на-Оби – Барнаул все-таки есть, но отправляется в три часа ночи.
Владимир Суворов 20 лет занимается междугородними перевозками в Алтайском крае. Изначально у него было четыре маршрута. Возил людей в Бурлу, Хабары, Ключи и Камень-на-Оби. От последних двух направлений ему пришлось отказаться, говорит – нерентабельно:
"Наш бизнес по прямой линии катится вниз. Пассажиропоток постоянно падает. Сами дороги становятся все хуже и хуже. По тому же Каменскому району пока проедешь, всех богов соберешь".
Владимир Суворов заявил, что эту зиму он отработал отвратительно:
"Не знаю, что делать с Бурлой. То буран, то еще что-нибудь. За три месяца отработал около 30 дней. Дороги чистят очень плохо. Люди звонят нам: "Будет автобус?" А мы не можем им ответить, потому что не знаем, почистят дорогу или нет".
"Это безобразие"
Еще более острые проблемы с перевозками внутри районов. В апреле прошлого года жители того же Каменского района рассказывали губернатору, что часто тратят тысячи рублей и ездят в город на такси, потому что автобусы или не едут, или слишком маленькие, из-за чего часть пассажиров остается "за бортом".
А недавно главврач ЦРБ Немецкого национального района Михаил Беккер, выступая в Совете Федерации, рассказал: дошло до того, что люди не могут приехать на общественном транспорте в ЦРБ. Проблема в том, что таких маршрутов просто нет.
Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко резко отреагировала на это заявление:
"Это безобразие, есть хорошие больницы, хорошие врачи, а люди не могут до них добраться".
Глава района Эдуард Винтер наотрез отказался комментировать "ТОЛКу" сложившуюся ситуацию.
Но частично ясность внесли перевозчики других районов.
"Всё упирается в нашу нищету"
Руководитель рубцовского ПАТП Алексей Ворошилов рассказал "ТОЛКу", что предприятие находится на последней стадии процедуры банкротства:
"Мы Рубцовский район давно бросили. В последнее время ходили по межгороду до Горняка и Староалейки. Работали в Угловском и Егорьевском районах. Количество людей в деревнях уменьшается. Расходы на перевозки увеличиваются".
По словам Ворошилова, предприятие давно стало нерентабельным. Он говорит, чтобы хоть как-то спасти положение, нужны автобусы средней вместимости с дизельными двигателями, с малым расходом топлива.
"Отечественные автобусы не подходят – ГАЗель NEXT, там 20 мест, этого мало. Автобус Iveco стоит около 5 млн рублей. Всё и упирается в нашу нищету", – говорит Алексей Ворошилов.
Он же отметил, что нужна госпрограмма, которая бы поддерживала перевозчиков. Последний раз в Рубцовске обновляли автобусы в 2009 году, а сейчас, по словам Ворошилова, износ парка достигает 100%.
Пытаются выжить
В предбанкротном состоянии находится и АТП Михайловского района. Его руководитель Александр Пережилин говорит, что борются за его жизнь – пытаются открывать доппроизводства, недавно сделали СТО.
Перевозчик рассказал, что в феврале АТП потеряло около 100 тысяч рублей, которые им приходили через краевую соцзащиту за реализацию льготных проездных. Перевозчик пытается вернуть выплаты, но для этого придется отказаться от нерегулируемого тарифа.
В отличие от своего коллеги из Рубцовска, Александр Пережилин считает, что на маршруты внутри районов нужны автобусы вместимостью до 20 посадочных мест.
Как в Алтайском крае пытались победить BlaBlaCar?
Бичом для многих перевозчиков стала "война" с нелегальными таксистами и BlaBlaCar. Президент некоммерческого партнерства "Автомобильные перевозчики Алтая" Николай Орлов рассказал "ТОЛКу", что BlaBlaCar нещадно отнимает пассажиров.
Владимир Суворов говорит, что пытались их победить: фотографировали машины нелегалов, отправляли в транспортную инспекцию. В итоге частникам выписывали штрафы по 500 рублей и все.
Еще в 2018 году в крае хотели создать собственное приложение BlaBlaBus – аналог BlaBlaCar. Предполагалось, что с его помощью пассажиры смогут оставлять заявки водителю автобуса с указанием мест, где им удобнее сесть в автобус и где они планируют выйти, покупать билеты онлайн.
По словам Орлова, камнем преткновения стало то, что высадка и посадка пассажиров разрешена только на остановках, внесенных в паспорта маршрутов. Еще одна загвоздка заключалась в том, что получение уведомлений в приложении неминуемо бы отвлекало водителей от дороги.
Нужно почти 300 млн рублей
В районах говорят: без финансовой помощи от властей перевозчикам не выжить. Однако из 59 муниципалитетов края по итогам 2019 года только в 12 районах местные власти оказывали финансовую помощь перевозчикам, рассказывает Орлов.
По его словам, внутрирайонные маршрутные сети в Алтайском крае за последние годы практически "похоронили".
Он же отметил, что минтранс края совместно с некоммерческим партнерством разработали предложения по оздоровлению внутримуниципальных перевозок, собрали с районов заявки. Оказалось, что требуется 175 единиц техники и 292,9 млн рублей. Согласно предложениям, краевой бюджет должен покрыть 95% расходов, еще 5% – доля муниципалитетов.
Технику планировали покупать постепенно, по 39 автобусов в год, но пока эти планы так и не перешли в реальную плоскость.
"Это не такие неподъемные деньги, и краевой бюджет мог бы купить автобусы и передать их в муниципалитеты. Но для того, чтобы сохранить маршрутную сеть, нужна финансовая помощь муниципальных властей. Иначе рентабельность этих маршрутов будет либо нулевой, либо отрицательной", – сказал Николай Орлов.
Глава Алейского района, председатель Совета муниципальных образований края Светлана Агаркова рассказала "ТОЛКу", что объединение тоже обращалось в правительство края с просьбой помочь либо автобусами, либо деньгами, но пока поддержки не дождались.
В региональном минтрансе не комментируют сложившуюся ситуацию. Пока не ясно, будут ли районам помогать с приобретением новых автобусов. Также нет понимания, смогут ли муниципальные перевозчики рассчитывать на какие-либо субсидии.
А СДЕЛАТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ, КАК В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ НЕ ПРОБОВАЛИ? КОГДА МОЖНО КУПИТЬ ДАЖЕ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ, КОТОРЫЙ ДЕЙСТВУЕТ НА ВСЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА. И ПОТОМУ ПО РАСПИСАНИЮ, БЕЗ ГОНОК, КОНДУКТОРОВ И ПР. КОГДА ФАКТИЧЕСКИ ОН РАБОТАЕТ НА ПРИНЦИПАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО, НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ. ПО ТАКОМУ ЖЕ ПРИНЦИПУ И МОСКВА РАБОТАЕТ...