О чем прихожане просят Всевышнего, ради чего стоят два часа на богослужении и почему не боятся целовать один на всех крест
На утреннюю службу в Покровском соборе Барнаула 15 апреля, в Великую среду, пришло от силы человек 16. Хотя обычно в будни собирается не менее 100 верующих. Призыв Церкви молиться дома и не ходить в храмы из-за угрозы коронавируса большинство прихожан услышало. У меньшинства же свои причины посетить службу, которые посильнее страха перед COVID-19. "ТОЛК" выяснял – какие.
"Встаньте и стойте спокойно"
Утренняя служба в барнаульском кафедральном соборе начинается в 8.30. В это время у входа в храм ни души. Не было даже профессиональных попрошаек. В самой церкви на начало богослужения людей тоже оказалось немного, человек 10. В масках и перчатках – никого. Зато все соблюдали дистанцию. Для удобства лентой на полу отметили места, где можно безопасно стоять.
Здесь вообще за безопасность: на входе стоит антисептик для рук и дверных ручек. А в объявлении напоминают о главной заповеди – любви к ближнему – и просят воздержаться от посещения храма, если есть признаки ОРВИ.
Два часа, которые шла служба, один из прихожан постоянно боролся с кашлем. Если вначале на него еще бросали настороженные взгляды, то к окончанию литургии внимание на это уже никто не обращал.
Зато работница церкви обратила внимание на фотографа "ТОЛКа", запретив снимать в Покровском кафедральном соборе. Корреспондент успел сделать только несколько кадров. "Сейчас Евангелие и ничего нельзя делать. Встаньте и стойте спокойно", – заявила женщина из церковной лавки.
Так что позже за фотографиями "ТОЛК" отправился в храм Димитрия Ростовского, где корреспондента беспрепятственно благословили на работу.
"Наличных нет, вы уж простите"
В Покровский собор 15 апреля пришли в основном молодые люди. Большинству из них едва ли исполнилось 40 лет. Некоторые приходили и уходили на протяжении всего богослужения. Ставили свечи, стояли несколько минут и покидали службу. Одна женщина на очень высоких шпильках ходила по собору на цыпочках – чтобы не стучать каблуками по полу.
Были прихожане и старшего возраста. Они, судя по всему, в этот храм ходят часто – женщины, работающие в соборе, некоторым прихожанам улыбались и здоровались кивками головы.
Когда во время службы начали собирать пожертвования, "опытные" верующие уже стояли с деньгами, некоторые растерянно смотрели в кошелек. Одна из девушек даже пожелала извиниться: "Наличных нет, вы уж простите".
"Как это – не ходить в храм?"
Во время службы к храму пришел профессиональный попрошайка, он стоял рядом с входом. Гладковыбритый, одежда чистая, хоть и не новая, в руках пластиковая кружка для денег, держится с достоинством.
С ним привычно поздоровался молодой человек, который помогает в храме по хозяйству, и поинтересовался, почему тот сегодня припозднился.
На вопросы о посещении храма во время пандемии мужчина отвечал старательно. Иногда по нескольку секунд думал над ответом. Все время прикрывал кружку рукой.
– Людей стало меньше ходить в храм из-за этой болезни, – сказал он. – Грипп, да? Обычно идут и идут, а сейчас почти никого. Хотя вот на Вербное воскресенье много народа было! И на Пасху много очень будет. Бабушек много. И по 70 лет, и по 80 лет есть.
На вопрос, правильный ли призыв – не ходить в церковь, а молиться дома, удивился:
– Как это – не ходить в церковь? Люди без церкви не могут. Им тут и спасение, и успокоение. Они же приходят, потому что им надо сюда. Потому что им без храма еще хуже. Идут, когда душа просит. Не обязательно плохо им. И когда страшно, и когда хорошо. Всякие причины.
Один крест на всех
В Великую среду в Покровском соборе проходило таинство соборования (елеосвящение). Это одно из семи таинств церкви, заключающееся в помазании тела освящённым елеем. Собороваться полагается не чаще, чем раз в год.
Помазание проводили одной кистью на всех, чашу, к которой православные прикладывались головой, правда, протирали после каждого человека.
По окончании службы некоторые прихожане один за другим целовали распятие. Уже потом, на выходе из храма, когда удалось спросить, не страшно ли им заразиться во время таинства, одна женщина ответила: "На все воля Божья".
"Больше риска заразиться в магазине, а не в храме"
Не все были готовы рассказать, зачем пришли в храм, почему собрались на службу, даже если Церковь призывает молиться дома.
Одна женщина пришла помолиться о родном человеке, который умер. "Это все, что я могу сделать для него сейчас. Ходить в церковь не страшно. И заразиться не страшно. Страшно другое", – пояснила прихожанка.
"Знаете, мне просто захотелось в храм. И именно в Покровский. Я давно не была на службе. Я в этот храм с детства с родителями приходила. Здесь, знаете, так хорошо, так спокойно. Я просто почувствовала, что мне надо сюда – и все, и поехала на службу. Тяжело было, конечно, столько времени простоять, но я настраивалась, что надо", – рассказала другая женщина.
Еще одна прихожанка рассказала, что церковь тоже защищает нас от эпидемии. Она пришла поблагодарить Господа за то, что все ее родные здоровы, и попросить об исцелении тех, кто уже заразился.
"Господь милостив, он защитит нас. Вот вы спрашиваете, не страшно ли ходить в церковь? Нет, не страшно. Мне кажется, у меня больше риска заразиться в магазине, а не в храме. Церковь лечит. И душу, и мысли, и тело", – рассказала женщина.
Больше молиться дома
Причины, по которым люди сегодня приходят в храм, разные, говорит председатель информационного отдела епархии отец Димитрий Никитин. Это может быть серьезная болезнь или смерть близкого человека, или что-то другое, о чем мы не знаем и даже не догадываемся.
В храмах, конечно, висят объявления, что можно вызвать священника на дом, но некоторые верующие предпочитают самостоятельно идти в церковь.
"Есть призыв священноначалия воздержаться от посещения храма в этот сложный период. Надо подумать не только о себе, но и о своих ближних. Поэтому мы просим прихожан сегодня больше молиться дома", – рассказал Димитрий Никитин.
Причаститься можно только в храме.Без этого нельзя верующему человеку.Уж извините.